Раздел: формирование элементарных математических представлений (ФЭМП).
Цель: развитие произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития на занятиях по ФЭМП через занимательные игры и упражнения.
Задачи:
Материалы и оборудование: крупа, миски для крупы, картинки-схемы с предметами, счетные палочки, ноутбук, интерактивная доска, карточки-домино (цифры и точки).
Приветствие детей: Упражнение "Здравствуйте".
Звучит аудиосигнал смс.
Дефектолог: Ребята, нам пришло видеописьмо. Давайте посмотрим от кого же оно? (видео)
Тетушка Сова: Здравствуйте, дорогие друзья! Я – тетушка Сова и мой помощник - домовенок Непослуха, рады приветствовать вас.
Домовенок: Привет, ребята! А что вы приготовили нам на сегодня, тетушка Сова?
Тетушка Сова: Сегодня у меня есть для вас подарок! Это интересная игра. А какая, вам предстоит это узнать. Жду вас к себе в гости!
Дефектолог: Ребята, ну что, мы принимаем приглашение тетушки Совы?
- А вы обратили внимание, куда нам идти, где живет тетушка Сова?
Дети проговаривают вместе с педагогом:
Тогда в путь! (переход от задания к заданию)
Раз, два, три, четыре, пять!
Мы идем к Сове играть (прыжки на месте)
Наклонился правый бок (наклоны туловища вправо)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (руки вверх)
И дотянемся до тучки,
Головою покачали (движения головой)
И все дружно зашагали. (шагаем на месте)
Звучит аудиозапись "Звуки леса". На экране картинка леса.
Дефектолог: Слышите, как поют птицы? Мы с вами пришли в лес. Посмотрите, кто это нас встречает в лесу? (На экране картинка ёжика в лесу)
Ёжик: Здравствуйте ребята, куда путь держите?
- Чтобы к Сове попасть, нужно сначала выполнить мое задание "Выложи по образцу". Справитесь, тогда будите двигаться дальше. Согласны?
Дефектолог: Ребята, пройдите за столы. Что лежит у вас на столах? (счетные палочки и схема)
- Как вы думаете, для чего нам понадобятся счетные палочки
- Правильно, приступайте к выполнению задания. (Дети выполняют задание. Педагог индивидуально проверяет выполнение задания)
Дефектолог: Ребята, поочереди назовите предмет, который вы выложили, и сколько счетных палочек использовали. (Я выложил дом с трубой, использовал 9 палочек и т.д.)
Ёжик: Молодцы, ребята, все справились! Теперь вы можете отправляться к тетушке Сове.
Дети проговаривают вместе с педагогом. Переход от задания к заданию.
На экране картинка зайчика в лесу.
Зайчик: Здравствуйте ребята, куда путь держите?
- Чтобы к Сове попасть, нужно сначала со мной поиграть.
Игра "Верно-неверно"
Зайчик: Если вы услышите верное высказывание, то поднимите зеленый сигнальный круг, если не верное – поднимите красный круг. (Дети встают полукругом перед интерактивной доской, и учитель-дефектолог предлагает каждомуребенку взять сигнальные круги)
Зайчик задает детям вопросы (на экране):
Дефектолог: Ребята, а теперь вы каждый подумайте и задайте вопрос зайчику, а он будет отвечать вам верно - неверно. (Летом идет снег? Зимой цветут цветы? Медведь не спит зимой? и др.)
Зайчик: Молодцы, ребята! С вами было интересно играть! Вы справились с моим заданием и можете идти дальше.
На экране картинка лисы в лесу.
Лиса: Здравствуйте ребята, куда путь держите?
- Чтобы к Сове попасть, вам необходимо выполнить два моих задания. Задание первое непростое.
- Для того, чтобы его выполнить, вам нужно разделиться на пары.
Дефектолог: Ребята, пара это сколько? (Это два. Значит разделимся по двое)
- Перед вами лежат карточки. Возьмите каждый по одной карточке. Посмотрите, что на них изображено? (на карточках цифры и точки)
- Найдите каждый свою пару.
Лиса: Молодцы! Но это еще не все, второе задание труднее.
Дефектолог: Ребята, пройдите к столам для того чтобы выполнить задание.
- Вы видите перед собой миски с крупой и фасолью. Внутри лиса спрятала что-то. А что, вам предстоит узнать.
- Работать будем также в парах. Приступайте. (Дети начинают из крупы доставать карточки с цифрами)
- Из этих чисел нужно выложить цифровой ряд от 1 до 20.
Проблемная ситуация: Дети замечают, что у них не хватает некоторых цифр.
Дефектолог: Посмотрите на столы (на столах лежат пустые карточки и фломастер), как вы думаете, что можно сделать? (Нужно написать на чистой карточке недостающую цифру и положить в ряд)
- Правильно, выполняйте.
- Кто справится с заданием, поднимает руку. (Педагог подходит, проверяет и задает вопрос каждому ребенку: Назови соседей числа 13; какое число стоит перед 15; какое число стоит после 11 и т.д.)
Лиса: Какие вы молодцы! С такими трудными заданиями вы справились. Можете отправляться к тетушке Сове, она ждет вас.
Тетушка Сова: Здравствуйте, ребята!
- Как долго вы ко мне добирались! Расскажите, кого вы повстречали на пути? (Дети рассказывают)
- Ребята, вспомните, что я вам обещала, когда приглашала к себе в гости? (Что у тебя есть для нас подарок, игра)
- Ну а теперь я вам дарю обещанный подарок-игру.
- Внимание на экран!
Интерактивная игра "Найди 10 отличий"
Дети встают около доски и по очереди нажимают на отличие, которое они нашли.
Тетушка Сова: Все отличия нашли? Понравилась вам игра, ребята?
- Пожалуйста. Приходите ко мне еще в гости, у меня есть интересная книга, а какая узнаете в следующий раз! До свидания, до встречи!
- Ребята, а нам пора возвращаться в детский сад!
- Вот мы с вами и в детском саду.
Дети встают в круг.
Дефектолог: Ребята, давайте поделимся впечатлениями, которые мы получили в походе к тетушке Сове, а поможет нам в этом мяч.
- Я начну: мне понравилось, как вы быстро сегодня разделились на пары. (Педагог передает мяч ребенку, каждый ребенок высказывается)