Конспект занятия по развитию устной связной речи детей с ТНР "Игрушки"

Задачи занятия:

  • закрепить понятие "игрушки";
  • расширить знание детей подготовительной группы с ТНР об игрушках (материал, из которого они сделаны, назначение, внешний вид);
  • повторить образование относительных прилагательных (дерево – деревянные, металл – металлические, пластмасса - пластмассовые);
  • закрепить предлоги: на, между, слева, справа, за, перед;
  • закрепить умение согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе;
  • закрепить умение согласовывать существительные с числительным;
  • развивать связную монологическую и диалогическую речь в процессе составления описательного рассказа.

Оборудование: предметные картинки по теме "Игрушки", мяч, волшебный мешок, игрушки, схема текста на листе А4, конверт с картинками – планом описания игрушки.

Ход занятия

Орг. момент

- Ребята, у меня для вас подготовлен "Волшебный мешок". Предлагаю закрыть глаза и каждому, потрогать его, а потом сказать, что сегодня в нем лежит?
- Готовы? (Индивидуально на ощупь каждый ребенок определяет, что в мешке, говорит свое предположение)

- А теперь посмотрим, что было в нашем "Волшебном мешке"?
- Что даю? (Дети достают по одному предмету и дают ответ на вопрос "Что даю?" (пирамидку, машинку, зайку, кубик, матрешку, мяч)

Объявление темы занятия

- Ребята, как назвать все эти предметы одним словом? (Игрушки)
- Верно, сегодня мы будем говорит про игрушки.

Изучение нового материала

- Что такое игрушки? (ответы детей)
- Для чего детям нужны игрушки? (Рассматриваем игрушки, которые в руках у каждого ребенка, проговариваем, из какого материала они сделаны: резиновые, деревянные, пластмассовые, тряпичные, плюшевые, бумажные и т.д.)

- Как мы ухаживаем за игрушками? Что делать, если игрушка испачкалась, порвалась, сломалась…? (Обсуждаем, у кого какая любимая игрушка)

Игра "Какой? Какая? Какие?"

(прилагательные обязательно прохлопываем)

  • пупс из резины какой? – ... (резиновый)
  • кукла из пластмассы какая? – ... (пластмассовая)
  • кубик из дерева – ... (деревянный)

Обязательно проговариваем, что можно сделать с каждой игрушкой. (покатать, разобрать, собрать, положить спать, накормить и т.д.)
Расставляем игрушки на столе.

- Где стоит матрешка? (на столе)
- Что стоит между машиной и кубиком? И так далее. (обязательно проговариваем предлоги на, между, слева, справа, за, перед)

Динамическая пауза

- Ребята, об игрушках написано много детских стихов, одно из них Елены Благининой мы с вами сейчас проговорим.
- Кто его знает, проговаривает и повторяет вместе со мной.

Наша Маша рано встала, (потягиваемся вверх)
Кукол всех пересчитала: (указательным пальцем ведущей руки имитируем пересчет предметов)
Две матрешки - на окошке, (загибаем указательный и большой пальцы на левой руке)
Две Аринки - на перинке, (загибаем средний и безымянный пальцы на левой руке)

Две Танюшки - на подушке, (загибаем мизинцы на обеих руках)
А Петрушка в колпаке - (загибаем большой палец на правой руке)
На дубовом сундуке. (хлопаем в ладоши)

- Сколько всего игрушек насчитала Маша? (7)
- Верно, семь.

Игра "Посчитай"

- Ребята, пока мы с вами отдыхали, на нашей доске тоже врассыпную появились игрушки. Какие игрушки вы видите?
- А сейчас надо внимательно посчитать сколько матрешек, мячей, машинок на доске. Считаем так, одна матрешка, две матрешки и т.д.

Составление описательного рассказа игрушки с применением метода наглядного моделирования

Каждому ребенку выдаем план-схему на листе формата А4.

План-схемаПлан-схема

- Ребята, вспоминаем, как мы с вами составляем рассказ-описание.
- У каждого рассказа есть части. Кто помнит, как они называются? (начало, середина, конец)
- Почему прямоугольники первый и последний короче, чем тот, который расположен в середине?

Первый вариант работы с данным план-схемой: по заранее подобранному тексту, рассказу - описания заготавливаются картинки – символы, которые складываются в отдельный конверт. Ребенок вынимает эти картинки – символы из конверта и раскладывает на полоски по мере рассказывания текста взрослым.

На первой полоске – символ начала текста – одна картинка, на последней полоске– конец текста – тоже одна картинка, на средней полоске, обозначающей середину текста – все остальные картинки.

Обязательно проговариваем предложения полностью, ребенок отвечает на вопросы взрослого, сам их задает, договаривает предложения, которые начинает взрослый, самостоятельно с опорой на такой картинный план делает рассказ-описание.

- Это что? (Пирамидка)
- Она какая? (Она разноцветная. Есть колечки желтые, красные, синие, зеленые)
- По форме пирамида какая? (По форме пирамида треугольная)

- Из какого материала сделана пирамидка? (Пирамида сделана из дерева. Она деревянная)
- По величине какая? (По величине пирамидка маленькая)

- Пирамидка состоит из деталей. Кто внимательный, как эти детали называются? (Пирамидка состоит из колец стержня, шарика)
- Что можно сделать с пирамидкой? (Пирамидку можно собирать и разбирать)

Далее предлагаем самостоятельно каждому ребенку или по цепочке нескольким детям составить рассказ-описание.

Второй вариант: ребенку даем маркер по белой доске. Взрослый рассказывает текст, ребенок зарисовывает символы в, характеризующие смысл сказанного предложения. Тут так же, начало – один символ, середина - сколько предложений – столько символов, в конце - один символ.

Поскольку лист был заламинирован, после окончания проделанной работы маркер хорошо удаляется.

Итог занятия

- Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили?
- Вам понравилось занятие?

Размер:
39.43 Kb
Скачали:
8