С текстом-описание учащиеся знакомятся во 2 классе начальной школы. Особенность и цель данного текста – точное описание людей, растений, животных, предметов, явлений природы и других объектов.
Что значит описать предмет? Рассказать о предмете так, чтобы его можно было представить.
Текст-описание отвечает на вопрос: какой? какая? какое? какие? Следовательно, прилагательные являются опорными словами для текста-описание.
Текст-описание состоит из 3 частей. Его части можно менять местами в зависимости от построения:
Лиса – осторожный и хитрый зверь. Шерсть на ней длинная и пушистая. Мордочка у лисы красивая. Особенно хорош хвост. Он переливается на солнце рыжими искрами. Лиса живёт в лесу. Она выкапывает глубокие норы. Питается лиса мышами. Заметает свои следы хвостом.
Определим части текста.
Главная мысль. Лиса – осторожный и хитрый зверь.
Описание внешнего вида лисы. Шерсть на ней длинная и пушистая. Мордочка у лисы красивая. Особенно хорош хвост. Он переливается на солнце рыжими искрами.
Особенности. Лиса живёт в лесу. Она выкапывает глубокие норы. Питается лиса мышами. Заметает свои следы хвостом.
Учителя во 2 классе дают разные задания по составлению текста-описание:
1) составить текст-описание домашнего животного. Описать кота или собаку, которая живет рядом с человеком легче, чем представить дикое животное. Описывая домашнее животное, можно подробно рассказать о его внешнем виде и повадках.
Кошка Кесси.
У меня есть кошка. Зовут ее Кесси, порода шотландская вислоухая. Цвет шерсти серый с полосками, животик светлвй, шерстка плюшевая.
Характер у кошки сложный. На руки она не идет, но любит играть с мячиком, «мышкой» и фантиками. Очень боится большой резиновый мяч. Если ей что-то не нравится, то она страшно шипит и рычит. Любит корм Dresms.
Договориться с Кесси не получается, но мы ее любим. Ведь с ней веселей.
2) Составление текста-описание дикого животного.
Крокодилы
Крокодилы – водные хищные животные, длиной два – семь метров. У них плоская голова, приплюснутое туловище, массивные короткие ноги и мощный хвост. Глаза расположены высоко. Кожа толстая. Зубы находятся в специальных ячейках.
Крокодилы обитают во всех тропических странах, в пресных водоёмах. Первые крокодилы жили на суше. Современные крокодилы обитают в воде, яйца откладывают на суше.
Крокодилы – долгожители, они могут прожить до ста лет. У них нет врагов в природе. Крокодилы растут на протяжении всей жизни.
3) составление текста по опорным словам: маленькая, рыжая, густая, пушистая, красивая, стоят торчком, питается желудями, запасает летом, живет в лесу, хлопотливый, веселый.
Белочка
Идёшь по лесу, и вдруг видишь - мелькнёт в еловых ветвях маленький рыжий огонёк. Ну, конечно, это белка! Это очень весёлый зверёк. Шёрстка у неё густая, пушистая, красивая, ушки стоят торчком.
Всю жизнь белочка живёт в лесу. Питается жёлудями, орехами, грибами, ягодами и другими лесными дарами.
Все эти припасы наш хлопотливый зверёк прячет в кладовых. Всю зиму белочка будет питаться тем, что запасёт летом.
Презентация к тексту-описанию "Белочка"
4) составление текста-описания по плану:
План:
1. Встреча со зверьком (почему привлек внимание)
2. Описание внешности и повадок (какой он и какие совершает действия)
3. Твое отношение (Вывод)
Хомяк
В этом году я впервые увидел хомяка. Вечером, кто-то проскочил мимо, и скрылся под крыльцом дома. А через некоторое время появилась удивительная мордочка странного зверька.
Это был зверёк, похожий на жирного кролика. Хвост длинный, толстый. Спинка буро-рыжая, брюшко черного цвета. Лапки маленькие и скрещены на груди. Усы длинные и носик розовый. А глаза черные, светятся в темноте. Это был хомяк. Он смотрел на нас и удивлялся, почему мы здесь? Пришлось его спугнуть. Зверек побежал по тропинке к кустам, а я за ним. И я очень удивился тому, что он с лёту прыгнул в воду и поплыл. Оказывается, он умеет плавать! А когда плывёт, щёки у него становятся большими.
Когда хомяк скрылся, я долго думал, почему он меня не испугался и так долго смотрел на меня? А потом понял. Хомяк ведь был дома у себя, это я у него в гостях, просто он маленький и не может вступить в бой с человеком.
Подведем итог: изучая разные виды текста в начальной школе, учащиеся знакомятся с текстом-описание, сравнительное описание, текст-повествование, текст-рассуждение.