Конспект интегрированного занятия "Путешествие в мир народных промыслов и ремесел"

Цель: развитие творческих способностей детей подготовительной группы через ознакомление с мотивами народных орнаментов.

Задачи:

  • учить различать и называть знакомые народные промыслы России: "Дымка", "Хохлома", "Гжель" и их характерные особенности;
  • продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования - чеканкой;
  • воспитывать интерес к русскому декоративно-прикладному искусству.

Оборудование и материалы: Дымковские игрушки, Хохлома, Гжель, краски акриловые, кисти, салфетки, маркеры, цветные магниты, губки с обувным кремом.

Предварительная работа:

  1. Знакомство с изделиями народных промыслов.
  2. Рассматривание и рисование элементов росписей.
  3. Разучивание народных игр и стихотворений о народных промыслах.
  4. Беседы.

Ход занятия

Воспитатель: Дети на ковре. Послушайте отрывок сказки, будьте внимательны. (просмотр презентации)

"Жила-была в одном селе девушка, и прозвали ее – Марья Искусница. И такая она была мастерица: и шить, и вышивать, и игрушки лепить, а посуду разными узорами расписывать умела - залюбуешься.

Прослышал о Марье Искуснице Кощей Бессмертный и решил ее заполучить в свое Кощеево царство. Налетел, схватил ее и понес! А Марья Искусница превратилась в Жар-птицу и стала ронять свои разноцветные перышки, на память о себе.

Куда попало красивое перышко, там и появились новые мастера и мастерицы, умелые руки которых делали замечательные изделия, прославившиеся на весь мир."

Воспитатель: Дети! Сегодня предлагаю вам отправиться в поход по бескрайней нашей Родине - России, мы посетим много интересных мест, встретимся с народными умельцами, и их сказочно-красивыми изделиями.
- И, как настоящим путешественникам, я предлагаю составить маршрут нашего похода.

- А поможет нам в путешествии перо жар-птицы. (На слайде перышко, украшенное дымковскими узорами)
- Каким видом росписи украшено перо? (ответы детей)
- Назовите элементы этой росписи?

- Посмотрите куда отправимся? А отправимся в село Дымково. (Дети подходят к доске с заданием)
- Чем знаменито это село? Что делали мастера? (Дымковские игрушки)
- Какие элементы использовались при росписи игрушек? (Кольца, круги, точки, прямые и волнистые линии, мазки)

- Какую краску использовали дымковские мастера для создания узоров? (яркие краски)
- У нас на доске находятся заготовки для дымковских изделий. Предлагаю вам сейчас разделиться на две команды: мальчики и девочки.
- И превратить заготовки в настоящие дымковские игрушки, соблюдая все правила этой росписи.

Воспитатель: Молодцы ребята! Вы настоящие дымковские мастера. (Воспитатель обращает внимание детей на слайд: перо расписано узором хохлома)
- Внимание на экран. Посмотрите, куда еще упало перо?
- Каким видом росписи украшено перо? (Хохлома)

- А теперь ребята, Нижегородскую область, в деревню с веселым название Хохлома.
- А что же это за деревня такая, и чем она знаменита? (Знаменито своей посудой, расписано хохломской росписью)
- А какие элементы хохломской росписи вы знаете? (Разные ягоды: смородина, клубника, гроздья рябин, травка, завитки, листья, цветы)

- Что отличает изделия Хохломы от других? (Хохлома, сделана из дерева)
- Скажите, на каком фоне расписаны и украшены узоры? (На черном и желтом фонах)

- Дети пройдите к столам, обратите внимание, на столах лежат хохломские изделия.
- В каждом не хватает какого-то элемента. Без вашей помощи тут не обойтись, дорисуйте недостающее. (дети выполняют задание)
- Молодцы! Внимание на экран. Воспитатель обращает внимание детей на слайд.

Воспитатель: Посмотрите на третье перышко. Вы узнали эту роспись? (Гжель)
- Куда дальше следует наш маршрут? (В город Гжель)
- В некотором царстве, в Российском государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей стоит городок Гжель. Где создают керамические изделия, а потом расписывают.

- Посмотрите на разнообразие изделий Гжельской керамики.
- Ребята, скажите, пожалуйста, какие же предметы расписывали Гжельские мастера? (Посуда, статуэтки, шкатулки, игрушки)
- А какие элементы росписи мастера использовали украшая свои изделия? (цветы, траву, листья, завитки, веточки)

- Какие основные цвета используют мастера в своих изделиях? (синий, голубой)
- А сейчас я предлагаю поиграть.

Дидактическая игра "Народные промыслы"

- Вам нужно найти предметы определенного промысла среди предложенных картинок и разложить, дымковская игрушка к дымковской, хохлома к хохломе и т.д.
- Молодцы справились с работой.

- В нашем детском саду тоже есть народные мастера, мастера чеканщики.
- Посмотрите, какое это интересное декоративное украшение металла. (просмотр презентации)

- Я предлагаю вам сейчас продолжить свою творческую работу в стиле чеканки. Пройдите в нашу творческую мастерскую на свои места.
- Мы с вами проделали предварительную работу по созданию рисунка на фольге, давайте вспомним. (Воспитатель рассказывает принцип работы по презентации)

  • Кладем шаблон на фольгу, предварительно подложив что-нибудь мягкое (альбом).
  • Обводим рисунок по контуру кисточкой или палочкой для суши
  • Выдавливаем мелкие детали.
  • Берем кисточку и начинаем выстукивать точки вокруг контура четко чеканить. Накладываем картон на работу и загибаем края работы на картон. Переворачиваем, наша работа готова.

- Можно оформить в рамку для фото и подарить на ближайший праздник.
- Но прежде чем начать работу мы с вами потренируем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика "Хохлома"

Хохлома, да хохлома, (руки полочкой, повороты вправо – влево)
Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Мы рисуем хохлому (пальчиком рисуют на столе, то на одной руке, то на другой)

Красоты невиданной!
Нарисуем травку солнечною краской.
Ягоды, рябинки, клубнички и малинки.

Хохлома, да хохлома (руки полочкой, повороты вправо – влево)
Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

- Мастера чеканщики приступаем к работе.
- Берем кисточку и начинаем выстукивать точки вокруг контура четко чеканить.

Самостоятельная работа

В процессе работы даю детям советы, пояснения, слежу за осанкой. В завершение работы, предлагаю "состарить" рисунок – нанести губкой обувной крем.

Итог занятия

В завершение детских работ, оформляется выставка.
- Какие красочные и яркие получились у вас изделия. Молодцы, мастера-умельцы!

- Где пролегал наш маршрут?
- Что мы делали?

Рефлексия

- Ребята, если вы считаете, что получилось легко и хорошо выполнить работу, прикрепите золотую подкову на доску.
- У кого были затруднения - прикрепите серебреную подкову.

Размер:
20.62 Kb
Скачали:
9