Конспект урока ИЗО 3 класс "Посуда в твоем доме. Секреты Хохломы"

Цели и задачи:

  • дать первые сведения о художественной ценности "травного" орнамента в хохломских изделиях;
  • развивать графические умения в изображении изящных форм ритма природных объектов;
  • воспитывать чувство бережного отношения к природе.

Оборудование:

  1. Фотографии с изображением посуды с хохломской росписью.
  2. Выставка изделий.
  3. С.И. Ожегов "Толковый словарь русского языка".

Ход урока

Приветствие

- Здравствуйте, дети!
- Для того чтобы быть настоящим гражданином своей страны, надо знать историю, культуру и искусство своего народа.
- Тема нашего занятия: "Секреты Хохломы".

- Сегодня мы познакомимся с одним из древнейших русских промыслов. (Прочитать запись на доске)

Весело-весело! Мастерит все село.
К нам приехала сама Золотая Хохлома!

- И, действительно, золотыми кажутся все эти предметы быта.
- Мы узнаем, как рождается под умелыми руками мастеров эта удивительной красоты посуда, что такое "Хохлома", почему Хохлома называется золотой.
- Попробуем сами поработать так же, как эти народные умельцы.

- Художники Хохломы сразу рисуют кистью, а мы с вами выполним рисунок в графике, т.к. сначала надо получить какие-то умения и навыки, потренировать свои руки, чтобы на следующем уроке уверенно выполнять свою работу в красках.

Основная часть

Хохломская роспись по дереву - один из самых знаменитых русских народных промыслов. Название промысла произошло от названия села Хохломы, где традиционно изготавливали и продавали изделия с хохломской росписью

- Находится это село в Нижегородской области. Впервые упоминание об этом селе встречается в документах XVI века. Еще при Иване Грозном о Хохломе знали, как о лесном участке под названием "Хохломская Ухожея".

- Изделия эти за свою красоту и прочность ценятся не только в России, но и экспортируются более чем в 30 зарубежных стран.
- Что значит "экспортируются"? (продаются)

- Посмотрите внимательно на эти прекрасные предметы быта, расписанные художниками Хохломы.
- На округлых золотистых боках хлебосольной чаши изображены ярко-красные и черные травинки. По тулову вазы изгибаются нежные листики и веточки с блестящими ягодками красной земляники.
- На поставце (цилиндрический сосуд с крышкой) и сахарнице - невиданные золотые цветы.

- А большой ковш-лебедь напоминает добрую сказочную птицу. Как жар горят ее причудливые перья, превращаясь в цветы и узоры.
- Какие цвета используют художники при росписи своих изделий? (ответы учащихся)
- А желтый цвет словно золотой.

- Золотое сияние и красный цвет вызывают ощущения яркого пламени. И недаром! Ведь огонь превратил деревянные поверхности этих предметов в золотые.
- Еще совсем недавно в селах Нижегородской области можно было услышать легенду о том, как пришла Хохлома на Волжскую землю и где взяла она огненные краски.
- А какую землю люди называют Волжской? (Ту, которая находится на берегах Волги)

- А мы с вами на какой земле живем? (На Вятской)
- Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер-иконописец.
- Кого называют иконописцем?

- Что изображалось на иконах?
- Где можно встретить иконы?
- Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер свое ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса.

- Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нем красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.

- Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом.
- Наконец, дошла слава мастера и до грозного го-сударя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких войск летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал своих односельчан и раскрыл им секреты своего мастерства.

- А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо-художника. Сгорела изба, а самого мастера как ни искали, так и не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени, и чернь пепелища.

- Исчез мастер, но не исчезло его мастерство и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски.
- Вот откуда это ощущение жаркого пламени огня и черного цвета на хохломской посуде. (Первый секрет)
- Вся эта посуда, похожая на золотую, изготавливается из дерева. И прежде чем стать золотой, она бывает и глиняной, и серебряной.

- Много мастеров вложили свой труд для того, чтобы люди могли любоваться этой посудой. Сначала токарь вытачивает посуду на станке. Чтобы не было шероховатостей, ее шлифуют специальной шкуркой.
- Высушенное и отшлифованное изделие надо подготовить под роспись. Вначале его обмазывают льняным маслом. (Показ книги "Хохлома")

- Что такое "Лён"? (Лен - травянистое растение, из семян которого получают масло)
- Посуда при этом становится прочнее. Теперь деревянная посуда попадает в руки грунтовщика. (Работа со словарем. Предварительное задание ребенку)
- В состав грунтовки входит глина. Посуда становится похожей на глиняную, т.к. под ее плотным слоем дерева совсем не видно.

- Грунтованное изделие сушат в печи, и оно переходит в руки лудильщика. (Работа со словарем. Предварительное задание ребенку)
- Втирание в грунтованное изделие измельченного в порошок металла - алюминия - называется лужением.
- Луженое изделие похоже на серебряное. Кажется, что посуда отлита из металла, она сияет матовым серебристым блеском.

- Наступает время для работы художника, мастера-красильщика. По серебряному фону рисует мастер кистью хохломской орнамент.
- Что такое "орнамент"? (Живописное, графическое или скульптурное украшение из сочетания геометрических, растительных или животных элементов)

- Мастер-лакировщик из пульверизаторов-пистолетов покрывают изделие синтетическим лаком.
- Печники ставят покрытые лаком изделия в электропечь и закаливают при температуре 160-180 градусов.
- Вошли в печь изделия серебряные, холодные, а вышли сияющие, золотые. Под пленкой закаленного лака все, что было в росписи серебряным, становится золотым. (Второй секрет)

- Правильно народ говорит в пословицах: "Не то дорого, что золота красного, а то, что мастера доброго" "Красна птица пением, а человек уменьем".
- В деревнях без такой посуды, бывало, и дня не обходится: в нее хоть кипяток лей, хоть щи и кашу накладывай - ничего не сделается.

- Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, русские люди издавна не только воспевали в песнях и сказках ее красоту, но и создавали простые предметы обихода, украшенные яркой, нарядной росписью, в которой оживали любимые природные мотивы. Добрые изображения несли доброту и счастье.

- Хохломские художники любят рисовать на своих изделиях земляничку, малинку, ежевичку, крыжовничек, красную и черную смородинку, рябинку.
- Называют они ягоды ласково, и никогда даже один и тот же мастер не напишет их одинаково: чуть-чуть изменит очертания листа, по-другому изогнет веточки, разбросает цветы и ягоды - и тот же самый мотив "заговорит" по-другому.

- Но рисуют растения мастера не такими, какие мы видим в лесу, а изменяют их и делают сказочными. Дерево рубят, оно плачет невидимыми слезами, а посуда, сделанная из дерева, остается жить с человеком.
- Как вы думаете, как относятся эти люди к красоте природы?

- Украшая предмет, художник никогда не повторяет узор, он всякий раз по-новому располагает цветы, травку, листья, придавая орнаменту неповторимое своеобразие.
- Узор из цветов, трав и ягод называют растительным орнаментом. Орнамент - это украшение предмета. Художники Хохломы так и говорят: "Пишу под растительный орнамент".
- Когда о картине можно сказать, что она написана? (Когда она нарисована красками)

- Видов этого орнамента много, но самый любимый и стародавний из них - "травный" орнамент, или просто "травка". Основа этого волнистого узора - затейливо изогнутая веточка. (Нарисовать на доске)

- Вдоль нее по обе стороны удлиненные, слегка изогнутые былинки, написанные по 3-5 и больше - кустиками. Кончики травинок - былинок написаны тонко, они кудрявятся, словно гнутся на ветру. Травка напоминает жительницу лугов - осоку.
- Травки превращаются в крупные кудри-завитки, а в народе такой узор называется "Кудрина", т.к. эти причудливые завитки - золотые кудри доброго молодца из сказки.

- Каждый вид ягодок имеет свои листочки. Тонкие и частые былинки-травинки и бусинки-ягодки на длинных стебельках делают роспись особенно живой и изящной. Травка - обязательная часть любого растительного орнамента Хохломы.

- Очень часто среди кустиков и веточек художник помещает не только ягоды, листочки и цветы, но и птиц, рыбок и бабочек. Такой орнамент тоже называется травным.
- У нас в альбомах нарисованы разделочные доски, на них мы нарисуем узоры.

- Располагать узоры можно произвольно. Сначала нарисовать травный орнамент, а затем внести в него понравившиеся элементы-ягоды, цветы.
- Пустых мест не должно быть на досочках.

Самостоятельная работа
Показ лучших работ.

Итог урока. Рефлексия

- Какую роспись мы нарисовали? (учащиеся отвечают)
- О каких секретах вы узнали?
- Что составляет основу травного орнамента?

- К какому виду искусства можем отнести хохломскую роспись?
- Для чего нам нужны такие предметы в доме?
- У каждого на парте лежат 3 ягодки, а на доске нарисована корзинка.

  • Если у вас после этого урока появилось хорошее настроение, желание продолжать рисовать, в корзинку положите красную ягодку.
  • Если работа показалась очень трудной, но все-таки интересной и вы думаете, что в будущем вам пригодиться - розовую ягодку.
  • Если думаете, что в жизни не пригодится-положите желтую ягодку в корзинку.
Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: конспект урока, ИЗО, 3 класс