Цель: знакомство детей с насекомыми, их разнообразием, отличительных признаках, питании, передвижении.
Задачи:
Предварительная работа: наблюдение за насекомыми на прогулке, беседы об особенностях насекомых, рисование пчелки, подвижные игры ("Паук и мухи", "Медведи и пчелы").
Оборудование: игрушка или иллюстрация – пчела, детские энциклопедии, картинки с изображением насекомых, игрушки – насекомые (самоделки, купленные), искусственные и натуральные комнатные растения, цветы и др.
Педагог обращает внимание детей на то, что группа стала какой-то необычной: на стенах, столах и т.п. картинки, игры с изображением насекомых. Спрашивает у детей, что они думают по этому поводу. Делает предположение, что они попали в страну насекомых.
- Ребята, обратите внимание на открытку на окне, на ней что-то написано. Давайте ее прочтем.
- Здесь написана загадка о хозяйке этой страны. (предлагает детям ее отгадать)
С утра жужжу,
Цветы бужу.
Кружу, гужу
И мед вожу. (пчела)
- Ребята, найдите нашу хозяйку пчелу. Где она может быть? (Дети находят пчелу на цветке в "живом уголке")
Воспитатель от имени пчелы. Меня зовут Майя. Я приглашаю вас в страну насекомых, в которой мы будем путешествовать. Поместить пчелу на нарисованный улей.
Педагог приглашает детей на ковер, на котором разложены цветы.
- Насекомые – это животные, а чем они могут отличаться от других животных? (У других животных нет крыльев)
- Назовите насекомых, которых вы знаете. (муравей, бабочка, кузнечик, жук, богомол, таракан, комар, стрекоза, оса)
- Молодцы, правильно. Что насекомые собирают на растениях? (мед, пыльцу)
- Что случится, если все насекомые исчезнут? (не будет цветов)
- Пчелы первыми не нападают, осы по натуре хищники, они способны ужалить без видимой причины. После того, как пчела ужалит, она погибает.
- Осы способны жалить многократно, и кроме того кусаются, используя челюстной аппарат.
- Пчелы питаются исключительно пыльцой, тогда как рацион ос более разнообразен.
"Пчела Майя говорит" детям, что ее часто путают с осой, а это ей очень обидно. Просит найти отличия. (рассматривание иллюстраций насекомых и называние отличий)
Дети: Пчела имеет тело более округлой формы. Покров имеет ворсинки, окрас приглушенный. Оса наоборот, имеет гладкое вытянутое тело и яркую расцветку.
- Пчелы вырабатывают полезные продукты: воск, мед, прополис. Осы не вырабатывают никаких полезных продуктов.
Пчелка трудится весь день (обрисовывать перед собой круг)
И работать ей не лень. (покачивать указательным пальцем в знак отрицания)
От цветка летит к цветку, (ритмично взмахивают руками-крылышками)
Клеит на брюшко пыльцу. (круговые движения ладонью по животу)
Хоботком нектар сосет, (одну руку вытянуть вперед, затем вниз, наклониться)
За день много соберет. (раскрывают перед собой все пальцы)
Унесет нектар тот улей (обрисовать в воздухе треугольник)
И назад вернется пулей. (резко выбрасывают руку с вытянутым указательным пальцем вперед)
В сотах утрамбуем мед, (топать ногами)
Скоро ведь зима придет. (ежиться)
Будет пчелкам, чем питаться. (имитация движения ложкой)
Летом надо им стараться. (имитация накладывания меда в соты)
- Ребята, давайте нарисуем для нашей пчелки улей. (Рисование под музыку сотовых ячеек по шаблонам)
Вывесить рисунки на приготовленный улей.
- Ребята, в какой стране мы сегодня побывали? (в стране насекомых)
- Кто был хозяйкой этой страны? (хозяйкой этой страны была пчелка Майя)
- Какое задание было самым трудным? (ответы детей)
- Что понравилось больше всего?
- За наши труды, пчелка дарит нам горшочек меда. (Дети пробуют мед, который пчела дала на угощение)