Цель занятия: развитие речи детей.
Задачи:
Предварительная работа: чтение с последующим обсуждением, К.И. Чуковский "Муха Цокотуха".
Звучат звуки разных насекомых. Логопед приглашает детей, в украшенный весенними цветами, кабинет. Здоровается, просит обратить внимание на, то, что к ним на занятие пришли гости, мотивирует детей поздороваться с гостями и подарить им и друг другу улыбки. После чего обращается к детям с просьбой присесть на стульчики.
Логопед: На улице весна, тепло солнечно. Мне так хочется погулять на весенней солнечной полянке. А вы хотите? (Да!)
- Тогда я предлагаю вам отправится на весеннюю лужайку. Полюбоваться цветами, познакомится с удивительными насекомыми.
Звучит музыка. Логопед просит детей расслабится, закрыть глаза и представить, что, они оказались на весенней зеленой лужайке. После расслабления выводим детей с релаксации согласно правилам.
Логопед: ребята, скажите, какие звуки вы сейчас слышали? (Мы слышали звуки разных насекомых)
- Правильно ребята, это были действительно звуки, которые издают насекомые. А каких насекомых знаете вы? (перечисляют насекомых)
- Ребята, а кто знает стихотворение про насекомых? (Дети читают стихи)
Чтение отрывка из стихотворения "Муха-Цокотуха"
Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар
И купила самовар:
"Приходите, тараканы.
Я вас чаем угощу!"
Тараканы прибегали,
Все стаканы выпивали,
А букашки по три чашки
С молоком и крендельком:
Нынче Муха-Цокотуха
Именинница!
Логопед: Молодцы ребята! Кто из насекомых является главным персонажем этого стихотворения? (муха)
В группу залетает Муха-Цокотуха: З-з-з… Здравствуйте ребята! Я Муха-Цокотуха!
Логопед: Здравствуй Муха-Цокотуха! Что случилась, почему Вы такая взволнованная?
Муха: У меня беда, беда,
Заблудилась я здесь. Да!
Вы меня скорей спасите
И домой к себе верните!
Логопед: Ребята Муха-Цокотуха попала в беду, для того чтобы она вернулась домой мы должны выполнить задания, которые она для нас приготовила.
- Поможем Мухе–Цокотухе? (да)
Муха–Цокотуха:
У меня много друзей
Сосчитайте их скорей.
Игра "Считай называй"
Сопоставление числительных с существительными в роде, числе, падеже.
Логопед: Максим, расскажи кого тебе удалось поймать на лугу?
Ребенок: Я поймал на лугу 6 жуков.
Логопед: Кира, кого тебе удалось поймать на лугу?
Ребенок: Я поймала на лугу 7 бабочек
Логопед: София, кого тебе удалось поймать на лугу?
Ребенок: Я поймала на лугу 4 кузнечика
Логопед: Умар, кого тебе удалось поймать на лугу?
Ребенок: Я поймал на лугу 6 муравьев.
Логопед: Молодцы ребята, а давайте Мухе–Цокотухе поможем завести еще больше друзей-насекомых с помощью игры.
Игра "Один-много"
Образование существительных родительного падежа множественного числа.
Один шмель - много (кого?) ... (шмелей)
Один комар - много (кого?) ... (комаров)
Муха, таракан, стрекоза, пчела, оса, кузнечик.
Муха-Цокотуха: З-з-з... Молодцы ребята, теперь у меня стало еще больше друзей.
Логопед: Ребята, посмотрите какой у нашей гостьи есть красивый конверт!
Муха-Цокотуха: Этот конверт не простой,
В нем подсказки, как дойти домой.
А подсказки это- пазлы.
Вы все пазлы соберите
И домой меня верните.
Игра "Пазлы"
Развитие мелкой моторики, внимания, мышления. Дети собирают пазлы с изображением насекомых.
Логопед: Молодцы ребята, расскажите, кто изображен на вашей картинке.
- Определите с какого звука слово начинается, каким звуком слово заканчивается, и определите количество логов в слове.
Дети: На моей картинке изображена бабочка. Слово начинается со звука Б, заканчивается звуком А. В этом слове 3 слога и т.д.
Муха-Цокотуха:
З-з-з... Что-то, я здесь засиделась
Полетать уже хочу,
На лужайку выходите, и со мной вы все летите.
Паучок плетет ловушку (Идут по кругу взявшись за руки)
Для жуков, козявок, мушек. (В центре круга стоит и потирает руки ребенок-паучок)
Лапки важно потирает
И добычу поджидает.
- Всех сейчас переловлю! (Произнося слова, ребенок топает ногами)
Всех сейчас передавлю! (Грозит пальцем)
Берегитесь, улетайте!
В сеть мою не попадайте! (На слово "не попадайте" дети разбегаются, ребенокпытается их пятнать)
- Молодцы ребята, какие вы быстрые и ловкие насекомые!
- А вот, можно ли вас называть еще и ласковыми насекомыми, мы сейчас проверим.
Игра с мячом "Назови ласково"
Образование уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Логопед хвалит детей и просит вернутся на сои стульчики.
Логопед: Ребята, Муха-Цокотуха очень любит играть со своими друзьями в прятки. Она просит вас помочь определить где спрятались насекомые.
Игра "Кто, где спрятался?"
Развитие понимания и правильного употребления в речи предложно падежных конструкций с простыми предлогами.
Логопед показывает сюжетную картинку и просит рассказать, где находятся насекомые.
1-й ребенок: Бабочка сидит на красном цветке.
2-й ребенок: Жук сидит под кустом.
3-й ребенок: Стрекоза пролетает над кустом.
4-й ребенок: Муравей сидит в муравейнике и т. д
Муха–Цокотуха: Молодцы ребята, вы выполнили почти все мои задания, и я предлагаю вам похлопать друг другу.
- Но хлопать будем очень внимательно.
Игра "Прохлопай каждое слово скороговорки по слогам"
Слишком много ножек у сороконожек. (Дети выполняют задание. Логопед хвалит детей)
Муха-Цокотуха:
Молодцы ребята!
Вы меня домой вернули,
И от бед уберегли.
И дарю я вам на память
Всем цветы, цветы, цветы!
Логопед: О ком мы сегодня говорили?
- Какую пользу приносят насекомые?
- Каких насекомых вредителей вы знаете?