Cтаршая логопедическая группа (5-6 лет)
Цель: автоматизация в речи детей звука "Ж" посредством игровых ситуаций.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Задачи
Методы и приемы:
Материалы и оборудование: предметные картинки "Жук", "Муха- цокотуха"; простые карандаши, листы на каждого ребёнка с нарисованными буквами, с предметными картинками, зеркала, сушки.
Этап / Задачи |
Деятельность воспитателя |
Деятельность восп-ков |
Мотивационно-организационный
Формировать умение внимательно слушать и, понимать инструкции педагога. Закрепить знания о звуке и букве «Ж».
|
Организационный момент «Отгадайте загадку» |
|
Учитель-логопед предлагает детям отгадать загадку: Эта буква широка И похожа на жука. Да при этом, точно жук, Издает жужжащий звук. Какой звук?
Задаёт вопросы детям: Что ты знаешь про звук «Ж»? Какая буква обозначает звук «Ж»? |
Отгадывают загадку, отвечают на вопросы педагога, какой бывает звук «Ж» (согласный, твёрдый). Называют буквенное обозначение звука «Ж» |
|
Деятельностный
Развивать зрительную память. Упражнять детей в согласовании существительных с числительными. Формировать навык отвечать на вопросы педагога фразами, простыми предложениями. |
Игра «Найди и обведи в кружок букву «Ж» |
|
Учитель –логопед предлагает каждому ребёнку рассмотреть рисунки с разными буквами и обвести карандашом буквы Ж в кружки, затем посчитать их и ответить на вопросы: Сколько букв «Ж» нарисовано? Сколько букв «Ж» ты обвёл? У кого одна (две, три) буквы «Ж»? |
Рассматривают разные буквы на рисунке, обводят буквы «Ж» в кружки, считают сколько букв «Ж» нарисовано и отвечают фразами или простыми предложениями на вопросы. |
|
Развивать фонематический слух, слуховое внимание. |
Игра «Поймай жука» |
|
Учитель – логопед отчётливо называет разные согласные звуки, а детям предлагается хлопнуть в ладоши, когда они услышат звук Ж – поймать жука. |
Дети слушают внимательно разные согласные звуки, хлопают в ладоши, как только услышат звук Ж. |
|
Развивать артикуляционный аппарат: растягивать губы в широкую улыбку, делать язык широким и узким.
|
Артикуляционная гимнастика «Муха-цокотуха» |
|
Учитель – логопед предлагает детям взять зеркала и выполнить упражнения перед зеркалом в соответствии с текстом: - Есть у нашего Жука соседка- Муха-цокотуха. Как-то раз она рано проснулась и улыбнулась (упражнение «Улыбка»), пошла завтракать, взяла ложечку (упражнение «Лопаточка»), взяла чашечку («Чашечка»), достала вкусное варенье (упражнение «Вкусное варенье») и ароматные сушки (упражнение «Сушки»). Педагог выполняет упражнения вместе с детьми и следит за выполнением упражнений детьми. |
Дети слушают педагога и выполняют упражнения с зеркалами в соответствии с текстом. |
|
Упражнять детей в правильном и чётком произношении звука Ж в слогах. |
Игровая ситуация «Песенка Жука» |
|
Учитель – логопед предлагает детям хором повторить слоговые песенки жука: Однажды пошёл жук погулять. Идет по полю, песенки напевает. Жа-жо-жу Жи-жа-жу Жо-жи-жа Жу-жа-жи Жи-жу-жа Жа-жу-жи Жда-ждо-жду Жды-жду-жда Жда-жды-ждо Жду-ждо-жда Ждо-жда-жды Жды-жда-ждо. Педагог следит за чётким произнесением слоговой цепочки детьми. |
Дети повторяют за учителем - логопедом слоговые песенки жука. |
|
Формировать умение выполнять движения в соответствии с текстом. |
Физминутка «Муха-цокотуха» |
|
Учитель –логопед выставляет на мольберт картинку с изображением мухи и выполняет движения в соответствии с текстом вместе с детьми: Я – Муха-цокотуха, Позолоченное брюхо, Полетела на лужок, Прогуляться на часок (легкий бег, слегка помахивая руками – «крыльями»), На ромашке посидела (присесть на одно колено), Дальше полетела (легкий бег, слегка помахивая руками – «крыльями»), На гвоздике посидела (присесть на одно колено), Дальше полетела (легкий бег, слегка помахивая руками – «крыльями»), На лютике посидела (присесть на одно колено), Домой полетела (легкий бег, слегка помахивая руками – «крыльями»). |
Дети выполняют движения в соответствии с текстом. |
|
Развивать фонематический слух, умение называть слова с заданным звуком. |
Игра «Помоги Мухе-цокотухе» |
|
Учитель –логопед выставляет на мольберт картинку с изображением Мухи-цокотухи, раздаёт каждому ребёнку картинки разных предметов и предлагает найти и обвести в кружок картинки в названии которых есть звук Ж: - Наша Муха нашла денежку и решила пойти на базар. Купить она может только те предметы, название которых начинается на звук Ж. Помогите Мухе сделать правильный выбор. |
Называют картинки и определяют в каких словах есть звук Ж. |
|
Упражнять детей в правильном и чётком произношении звука Ж в чистоговорках. |
Игра «Вкусные пирожки» |
|
Учитель – логопед предлагает детям вместе с ней проговаривать чистоговорки со звуком Ж: - Вернулась Муха-цокотуха домой, испекла вкусные пирожки и позвала гостей. Жок-жок-жок- вкусный пирожок Жок-жок-жок- с ежевикой пирожок Жок-жок-жок -мы любим пирожок Жочки-жочки-жочки- мы любим пирожочки. |
Дети проговаривают чисто говорки со звуком Ж, следят за артикуляцией педагога при их проговаривании. |
|
Упражнять детей в образовании притяжательных прилагательных по заданному слову. |
Игровая ситуация «Нарядные гости» |
|
Учитель – логопед выставляет на мольберт картинку с изображением гостей, обращается к детям с просьбой помочь рассказать, какие наряды были у гостей: - К Мухе пришли гости в красивых нарядах. Расскажите, какие были наряды у гостей. Одежда из кожи у наших гостей, как можно сказать по-другому? (кожаная одежда) Штаны из кожи, какие они? (кожаные штаны) Юбка из кожи, какая она? (кожаная юбка) Сапожки из кожи, какие? (кожаные сапожки) Туфли из кожи, какие туфли? (кожаные туфли) Шляпа из кожи, какая она? (кожаная шляпа) Пиджак из кожи, какой он? (кожаный пиджак) Жилет из кожи, как можно сказать по-другому? (кожаный жилет). Педагог по необходимости помогает детям при ответах. |
Дети слушают педагога и отвечают на вопросы, преобразовывая существительные в притяжательные прилагательные, сочетая части речи в роде и числе. |
|
Заключительный
Развивать память, делится впечатлениями об играх со звуком. |
Беседа |
|
Учитель – логопед предлагает детям вспомнить с каким звуком играли, какие игры понравились детям. В конце беседы педагог даёт положительную оценку деятельности детей. |
Дети рассказывают о том, что им больше всего запомнилось, перечисляют игровые действия на занятии, вспоминают чистоговорки со звуком Ж. |