Цель занятия: обобщить и систематизировать знания детей подготовительной группы о зиме.
Задачи:
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, картин на зимнюю тему, отгадывание загадок, чтение художественной литературы, наблюдение на прогулке за снегом, льдом.
Оборудование: картинки животных, птиц, конверты, снежинки, елка, презентация, проектор, ноутбук, блоки Дьенеша, снег, лёд, бумажные салфетки, тарелочки.
В зале звучит тихая красивая музыка, на экране картина зимы.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся и подарим свои улыбки!
- Я рада видеть вас здоровыми и веселыми. А чтобы весь день прошел удачно, нам надо зарядиться хорошим настроением.
- Встанем в круг. Делаем глубокий вдох, выдох!
- Вдохните здоровье, выдохните болезни!
- Вдохните добро, выдохните неприятности!
- Вдохните уверенность, выдохните скованность и беспокойство! Молодцы!
- Чтобы определить тему нашего занятия давайте отгадаем загадку.
Снег на полях, лёд на реках,
Вьюга гуляет, когда это бывает? (зимой)
- Значит, о каком времени года пойдёт речь? (о зиме)
Слышится плач. На экране появляется ёлочка. (звукозапись)
- Ребята, что делать? Надо Ёлочке помочь. (предложения детей)
На экране ветер в лесу. Звучит вой ветра. Появляется свёрток со снежинками - карта со снежинками.
- Дети, давайте рассмотрим карту, посмотрите снежинки одинаковые? (нет)
- Сколько их? (девять)
- Нам нужно найти все снежинки, выполнить задания и повесить снежинку на ёлочку. Давайте, найдём первую снежинку.
Ребята находят на столе снежинку с конвертом, читаю задание.
- Сегодня мы с вами проведём опыты и узнаем, чем похожи между собой снег и лёд и чем они отличаются.
- Какого цвета снег? (белый)
- Какого цвета лёд? (бесцветный)
Воспитатель: Теперь я положу под кусок льда и комочек снега цветную картинку.
- Давайте сравним, где видно картинку, а где - нет. (Под снегом не видно, значит, лёд прозрачный, а снег - непрозрачный)
- Потрогайте снег и лёд.
- Что чувствуете? (холод)
- Попробуйте проткнуть снег и лёд палочкой. (Снег рыхлый, лёд твердый)
- Ребята, давайте посмотрим на снег и лёд, Что с ними случилось пока мы играли? (Они растаяли)
- Правильно, под действием тепла снег и лёд превратились в воду.
- Значит, снег и лёд образуются из воды под действием мороза.
Выводы
Воспитатель: Дайте теперь объединим всё, что мы узнали о снеге и о льде.
- Снег какой? (белый, непрозрачный, рыхлый, сыпучий, под действием тепла превращается в воду)
- Лёд какой? (бесцветный, прозрачный, твердый, скользкий, под действием тепла вращается в воду)
- А что общего между снегом и льдом? (холодный, тают под действием тепла, снег и лёд это твердая вода)
- Пойдёмте искать следующую снежинку. (Читаю задание)
- Нам нужно подобрать однокоренные слова к слову снег и посчитать сколько слогов в этих словах. В этом нам поможет мнемотаблица.
На экране таблица. Дети называют слова и считают с помощью хлопков слоги.
На экране другая мнемотаблица. Составить рассказ о зиме и её приметах.
Находим снежинку с нотой.
Динамическая пауза
Снежинкка находится среди картинок лесных животных.
- Расскажите, как живётся зимой животным в лесу. (Дети садятся, рассказывают о зайце, белке, ежике, медведе, волке, лисе. На экране дикие животные)
На доске среди птиц находят дети следующую снежинку.
- Какие это птицы? (зимующие)
- Как называются? (снегирь, синица)
- Посчитайте сколько синиц, снегирей, кого больше? Меньше? Поровну?
- Поставьте соответствующие цифры и знаки сравнения.
- Ребята, а как можно помочь птичкам, ведь зимой у нас в Забайкалье очень холодно и голодно. (Ответы детей)
- Посмотрите, у меня есть семечки, давайте их покормим, дадим каждой птичке по семечке.
Следующая снежинка на картинке с крепостью. Читаю задание - нужно ребятам помочь построить крепость. Раздаю блоки.
- Найдите, ту фигуру, которая нужна ребятам по схеме. (читают схему и находят фигуру)
- Давайте погреем руки и приступим к следующему заданию.
Снег руками собирали,
Наши пальчики устали.
Мы их будем растирать,
Мы их будем согревать.
Дети делятся на 2 группы и собирают снеговика из частей. 9 снежинка у воспитателя в кармане, дети её не находят. Появляется Ёлочка на экране со снежинками и говорит. (запись)
Воспитатель: А вот и последняя снежинка... (говорю задание)
Дети встают в круг, передают снежинку и говорят, что было на занятии интересного, что узнали полезного, кому помогли, что было самым трудным, что нового.
Снежинка доходит до меня, я говорю, что мне очень понравилось, что все были активными, хорошо отвечали на вопросы, что добрые, любите помогать тем, кто нуждается в помощи.
Под ёлкой в сугробе дети находят подарок от ёлочки, благодарят, прощаются и уходят.