Цель: уточнить представления детей старшего дошкольного возраста о собаках, рассматривая их в системе по "таблице талантливого мышления".
Задачи:
Материалы и оборудование:
Звучит песня "Пропала собака"
(Автор текста Ламма А., композитор Шаинский В.)
- Ребята, о ком будет беседа?
- Посмотрите на центральный экран волшебного телевизора.
- У кого есть собака? Как встречает собака друзей? Почему людям нравится общаться с собаками? (обобщение)
- Знаете ли вы случай, когда собака спасла человека? (рассказы детей на основе прочитанных произведений: Л.Н. Толстой "Пожарные собаки, Т.А. Шорыгина "Кнопка" и др.)
- Сейчас я вам расскажу о преданности собаки хозяину. ("Собака Якова" Л.Н. Толстой)
На экране контур собаки, отдельные части, слежу за последовательностью описания.
- Почему в жару собака высовывает язык? (Так у нее понижается температура тела)
- Какие породы вы знаете? (сенбернар, такса, немецкая овчарка, чау-чау, лабрадор, пудель, ротвейлер и др.)
- На какие категории их можно разделить? (Служебные, охотничьи, декоративные)
- Какая самая большая собака? (Сенбернар, она весит около 80 кг)
- А самая маленькая собачка - крошечная чихуахуа, она со спичечный коробок. Представьте, что вы держите ее на ладони.
- Посмотрите на выставку собак.
- Подойдите теперь к рисункам. Что художник забыл дорисовать собаке?
Показываю игрушку собаки, читаю стихотворение Эммы Мошковской "Бульдог".
- За что собаки получают медали?
- Какие передачи вы знаете, где показывают собак?
- Давайте устроим с вами "Дог-шоу", поиграем в дрессированных собак, наденьте маски собак, выполняйте команды: "Ко мне!", "Барьер!", "Сидеть!", "Голос!", "За мной!".
На экране – домашние животные.
- Что общего между изображенными животными и собакой? (Собака относится к домашним животным, так как собаку кормит человек, он строит ей жилище, ухаживает за ней)
- Какие существуют правила общения с собаками? (рассматривание плаката)
- Какая связь между этими экранами?
- Щенок – это собака в детстве. Придумайте кличку и собаке , и щенку.
Ребенок рассказывает стихотворение Т.А. Шорыгиной "Мне купили щенка". Вношу щенка в корзинке. Рассматриваем, гладим, проговариваем потешки, чистоговорки:
Ок-ок-ок – у нас щенок.
Чек-чек-чек – в сад пошел щеночек.
Прослушивание "Песни про щенка"
(Слова Ю. Энтина, музыка Е. Крылатова)
На экране – волк.
- Почему на экране волк? (До сих пор ученые точно не знают, кто же древний предок собаки: волк или шакал, или дикая доисторическая собака. Волки и некоторые породы собак, очень схожи и внешне, и устройством стаи. Собаки и волки способны приносить общее потомство)
На экране – собака с корзиной яиц.
- Закудахтал пес Барбос и яичко снес…
- Бывает ли такое? (Небылицы, сказки с участием собак)
На экране – собака в космосе.
- Собаки не только сторожа, охотники, спасатели, но и отважные космические путешественники.
- Помните ли вы клички двух знаменитых собак-космонавтов?
- Белка и Стрелка побывали в космосе раньше человека!
- Вот какие бесстрашные герои наши четвероногие друзья! (Видеролик "Белка и Стрелка в космосе")
На экране – фантастическая собака.
- Предлагаю создать свою собаку с помощью волшебных очков. Форма очков поможет составить собачек. (Дети рисуют собак. Рассматривание работ)
- Собака умна, внимательна, обладает великолепной памятью, тонким чутьем, острым слухом. Ее не зря называют преданным другом.
- Она никогда не бросит в беде своего хозяина, никогда не предаст его! Собаку невозможно обмануть лаской и льстивыми словами, она всегда знает, кто ее любит, а кто нет.
- Придумайте название нашей беседе.