НОД в старшей группе "Экспедиция в Арктику"

Цель: формирование представления детей об Арктике, ее географическом положении.

Задачи:

  • познакомить детей с природными условиями Арктики;
  • активизировать словарь детей по теме: айсберг, северное сияние, экспедиция.
  • воспитывать бережное отношение к природе, животным.

Оборудование: проектор, презентация "Арктика", стаканчики с землей, полоски бумаги, стаканчики с водой, емкость с водой для айсберга, конверты с заданиями, письмо, цветные льдинки, влажные салфетки, бумага для рисования.

Ход занятия

Вводная часть

Воспитатель: Ребята, наступил новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу.
- А сейчас давайте пожелаем друг другу доброго утра и помогут нам в этом наши ладошки, повернитесь друг к другу, коснитесь друг друга ладошками и скажите "Доброе утро". (назвать имя ребенка)

Дети: Доброе утро, Женя. Доброе утро, Аня и т.д.
Воспитатель: Сегодня в нашу группу почтальон принес письмо. Оно адресовано ребятам старшей группы детского сада "Улыбка".
- А пришло оно к нам от ученых полярников из Арктики. Хотите я вам его прочту?

"Ребята, к нам в экспедицию на Северный полюс приглашаем юных помощников, для проведения исследований."
- Отправимся в экспедицию? (да!)

Основная часть

- Кто такие ученые вы знаете? Экспедиция? (Это люди, которые проводят различные исследования. Экспедиция – это путешествие с научной целью)
- Вы знаете, что такое Арктика, где она расположена? (Ответы детей)
- Давайте проверим, действительно ли это так? Что нам может в этом помочь? (Глобус)

- Что такое глобус? (Глобус – это миниатюрная модель земли)
- Кто-то может показать Арктику на глобусе? (Если дети не смогут показать, то воспитатель подсказывает)
- Почему Арктика обозначена белым цветом?

- Арктика – самая северная точка Земли, подумайте, какая там погода? (Показ слайда)
- Северный полюс – это ледяная пустыня, поэтому эта часть земли окрашена в белый цвет.
- Океан в этом месте покрыт льдом, толщина которого достигает трехэтажного дома. Зимой здесь часто бушуют метели и свирепствуют морозы.

- Как вы думаете, мы могли бы помочь нашим ученым провести часть исследований в Арктике?
- Что бы мы могли исследовать?
- Но прежде чем отправиться в путь, подумайте, что нам необходимо для того, чтобы не заболеть. (взять теплые вещи, заниматься зарядкой, кушать витамины, делать массаж)

Массаж биологически активных зон

Чтобы горло не болело, мы его погладим смело, (дети поглаживают ладонями шею сверху – вниз)
Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать. (указательным пальцем растирать крылья носа)
Лоб мы тоже разотрем, ладошку держим козырьком, (прикладывают ко лбу ладони "козырьком" и растирают его движениями "в стороны – вместе")

"Вилку" пальчиками сделай, массируй ушки ты и шею. (раздвигают указательный и средний пальцы и растирают точки впереди и сзади за ушами)
Знаем, знаем, мы всегда, нам простуда не страшна! (потирают обе ладони)

Воспитатель: Ну что же, теперь можно отправляться в путь.
- Ребята, обратите внимание, как далеко расположена Арктика. На чем же мы можем туда добраться? (На самолете, корабле, машине, на собаках. Дети выбирают вид транспорта и аргументируют свой выбор)

- Самолет – самый быстрый вид транспорта. На нем мы отправимся в Арктику.
- Занимаем места в самолете. Давайте вспомним правила безопасности в полете: пристегнуться, не вставать с мест, не открывать иллюминаторы.
- Чтобы нам взлететь, давайте посчитаем от 1 до 10.

- Ребята, посмотрите в иллюминаторы, вот мы уже и прилетели. Чтобы нам приземлиться, давайте посчитаем от 10 до 1.
- Выходим из самолета, на экране изображение северного полюса.
- Что-то нас никто не встречает. Ой, посмотрите, здесь лежат какие – то конверты. Посмотрим, что в них?

- Как вы думаете, что может быть в этих конвертах? (Ученые, наверное, оставили задания, которые необходимо выполнить)
- Это ученые оставили нам задания, чтобы мы помогли им в экспедиции. Давайте посмотрим первое задание.

1. Узнать, почему айсберг не тонет.

- Что такое айсберг, ребята?
- Айсберг - это плавающие гигантские ледяные горы. Они плавают в море по 6-12 лет, постепенно тают и дробятся на более мелкие части. (слайд на экране)

- Предлагаю вам провести опыт. Помещаем в аквариум кусок льда. Что с ним происходит? (Большая часть айсберга прячется под водой, над поверхностью выступает лишь небольшая часть ледяной горы)
- Почему он не утонул, ведь он такой большой и тяжелый?

- Возьмите увеличительное стекло и рассмотрите хорошенько наш айсберг, что можно увидеть внутри него? (пузырьки воздуха)
- Правильно! Замерзая, лед становится легче воды. Выталкивающая сила воды больше веса льда, поэтому даже такие огромные айсберги не тонут.

2. Есть ли растения на северном полюсе?

- Ребята, как вы думаете, есть ли здесь растения?
- Из-за длинной и холодной зимы земля здесь промерзает очень сильно, и поэтому в Арктике почти ничего не растет.
- Чтобы лучше понять, что значит "земля промерзает", мы проведем такой опыт.

- Перед вами 2 стаканчика с землей, в одном из них земля замороженная. Давайте попробуем проткнуть палочкой землю в стаканчиках. Что вы заметили?
- Оказалось, что в замороженную землю воткнуть палку не получается.
- Теперь давайте попробуем налить воду в стаканчики с землей. Что происходит?

- И вновь замороженная земля оказалась неприступной – вода осталась на поверхности земли. Таким образом, мы воочию увидели, что в промерзшей земле растениям выжить сложно.
- К суровым погодным условиям Арктики приспособились немногие растения, в основном это мхи и лишайники. (показ слайда)
- Все эти растения не крупные и не высокие.

3. Узнать, какие животные обитают в Арктике.

Дидактическое упражнение "Чей след?"

- Ученые сфотографировали следы животных и просят вас помочь определить, каким животным они принадлежат. Как вы думаете зачем?
- Кто расхаживал по снегу, догадайся-ка по следу!

- Каждый снежный след затаил в себе секрет.
- А что бы вам легче было отгадывать, чьи это следы, вы узнаете, отгадав загадки:

Словно царскую корону
Носит он свои рога,
Ест лишайник, мох зеленый,
Любит снежные луга. (Олень)

В океане темно синем,
Лапой, выудив моржа
На полярной скользкой льдине
Я дрейфую, не дрожа. (Белый медведь)

У ленивого растяпы
Превратились в ласты лапы.
Спит на льдине целый день
Толстый маленький … (Тюлень)

Что за хищник в Заполярье,
С шелковистым ценным мехом,
Летом плавает отлично,
Не боится человека?

А зимою осторожный,
И ведет ночную жизнь,
В грудах снега норы строя,
Лабиринтами кружит.

Он, похожий на Лисицу,
Лает издали на птицу…
И охотник, и хитрец,
Кто скажите мне? (Песец)

Всех боится он в лесу:
Волка, филина, лису.
Бегает от них, спасаясь,
С длинными ушами… (Заяц)

4. Почему животные Арктики не мерзнут зимой, даже когда ныряют в холодную воду и выходят оттуда сухими?

- У животных очень толстая жировая прослойка, которая не дает им намокнуть, и их шерсть пропитана тонким слоем жира, который выделяет кожа, поэтому после купания им достаточно отряхнуться, чтобы снова стать сухими. Они не мерзнут, потому что просто не мокнут.

- Дети, нужно проверить это предположение?
- Разделимся на две подгруппы. (жетоны)

- Первая группа опускает в воду обычные полоски бумаги. Вторая группа опускает в воду полоски бумаги, смазанные жиром.
- Что происходит с бумажными полосками? какой можно сделать вывод?

Вывод: обычная полоска бумаги намокла, а полоска, смазанная жиром, отталкивает воду, так же и животных жир защищает от проникновения воды, поэтому шерсть животных и перья птиц не намокают в воде. Жир также не пропускает холодный воздух, поэтому животные и птицы не мерзнут.

- Ребята, все задания, которые нам оставили ученые мы выполнили и теперь можем возвращаться домой.
- Занимаем свои места в самолете, пристегнулись.

- А пока мы будем лететь предлагаю вам посмотреть фрагмент удивительного природного явления – северного сияния, которое бывает во время полярной ночи в Арктике. (просмотр фрагмента северного сияния)
- Приземляемся, счет от 10 до 1.

Заключтельная часть

Воспитатель: Вот, ребята, мы снова вернулись в наш детский сад. Какое у вас сейчас настроение после нашего путешествия в Арктику?
- Чем больше всего запомнилось в экспедиции?
- Какое задание было самым трудным для вас и почему?

- Что нового вы узнали, что бы вы хотели рассказать своим друзьям, родителям о нашем путешествии?
- Мне сегодня было очень приятно с вами исследовать Арктику.

- Вы были дружными, настоящие друзья и помощники. За такое замечательное путешествие ученые полярники оставили вам сюрприз.
- Цветные льдинки и бумагу для рисования. Что вы можете сделать с помощью этого льда? (Нарисовать северное сияние)

Размер:
21.99 Kb
Скачали:
9