Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в Арктику"

Цели итогового занятия:

  • уточнять и расширять знания детей об Арктике,о животном мире Крайнего Севера: внешнем виде, повадках, питании, приспособленности к суровым условиям обитания;
  • активизировать в речи глаголы и прилагательные, обогащать словарный запас детей;
  • развивать любознательность, диалогическую связную речь, способность наблюдать, анализировать, делать выводы.

Ход занятия

- В наш детский сад пришло письмо от полярников. А вы знаете, кто такие полярники?
- Они приглашают нас к себе в гости, в Арктику. А вы знаете, где находится Арктика?
- Арктика – это самое холодное место на земном шаре. Здесь вечное царство холода, снега и льда.

- Давайте поищем ее на глобусе, она каким цветом обозначена? (белым)
- А что значит белый цвет на глобусе?
- А синий цвет, что обозначает?

- Ребята, как вы думаете, что нам понадобится для путешествия в холодную Арктику?
- Итак, надеваем на себя теплые комбинезоны, сапоги, шапки, варежки и отправляемся в Артику. (имитация одевания)
- Как вы думаете, на каком виде транспорта, можно добраться до Северного полюса?

- Мы, полетим на самолете. Готовы, отправляемся. (слайд самолет)

Мы садимся в самолет, (Дети приседают)
Отправляемся в полет! ("Заводят" самолет, "ж-жу")
Мы летим над облаками. (Руки в стороны)
Машем папе, машем маме. (По очереди обеими руками)

Видим, как течет река, (Показывают руками волны)
Видим в лодке рыбака. ("Забрасывают" удочку)
Осторожнее: гора! (Наклоняются влево, вправо "ж-жу")
Приземляться нам пора! (Приседают)

Арктический пейзажАрктический пейзаж

- Как вы думаете, мы добрались уже до Северного полюса?
- Почему вы так решили? (услышали звук метели)
- Ребята, это пурга пытается нас испугать, заморозить. Но мы ведь ее не боимся и дойдем до наших друзей полярников?

- Ой! Ребята, посмотрите, кто то идет нам навстречу.
Живет он там, где холода и ловит рыбу из под льда
Он в шубе белой щеголяет, умеет плавать и нырять. (Слайд Белые медведи)

Белые медведи в АрктикеБелые медведи в Арктике

- Правильно отгадали. А кто может рассказать про белого медведя? (рассказы детей)
- Вот мы с вами и познакомились с Белым медведем. Ребята, медведь приветливый добрый, он знает, что нам очень далеко идти до полярников, поэтому он приготовил нам необычные льдины для нашего путешествия. Давайте сядем на них, и отправимся дальше.

Релаксация

Звчит музыка "Мы плывем на льдине, как на бригантине".
- Ребята, посмотрите, как называются ваши льдинки? (зима, мороз, север, тундра)
- С чем ассоциируется ее название?

Игра "Ассоциация"

- Вот мы и приплыли, посмотрите кругом лед, ветер, холод, а вдалеке кто-то стоит.
- Ты кто? (Слайд Моржа)

Ребенок: Я знаю, это Морж.
У него большие бивни, ходит ластами во льдах
Этот зверь довольно сильный в северных живет морях.
Неуклюжий и большой, только в море он герой
С клыками острыми, как нож, любитель рыбы бурый морж.

- Морж хочет, чтобы вы рассказали о нем. (рассказы детей)
- Моржи ведут стадный образ жизни. Лежбища моржей – очень интересное зрелище. На камнях лежит огромное количество тел, плотно прижимающихся друг к другу. Покой лежбища охраняют сменные часовые. В случае опасности часовые ревут, и массивные туши моментально кидаются в воду.

- Давайте спросим у Моржа, как найти дорогу к Полярникам? (звук Моржа)

МоржиМоржи

- Вы поняли, ребята, что сказал Морж?
- А я немножко знаю язык Моржа. Он сказал, что у него есть замечательный друг, который с радостью поможет нам, но вьюга заколдовала его и разорвала подсказку, и он забыл кто его друг. Сложить ее он не может и просит нас помочь ему.

Игра "Сложи картинку"

Дети собирают пазл Северного оленя.
- Так вот какой друг у Моржа! Кто же это, ребята? (Северный Олень)
- Морж вас, ребята, благодарит, что вы помогли его расколдовать.

- Как Северный олень приспособился жить в таком суровом крае? Кто нам расскажет про Северного оленя?
- Ребята, Северный Олень показал нам путь и подарил санки. Вот на них мы и отправимся дальше. (дети становятся в обруч, имитируя езду на санках)

Мы на санки сели, по сторонам глядели.
Ехали, катились, в сугробе приземлились.
На носочки встали к полярникам попали.

- Вот мы и добрались до полярников, смотрите это станция полярников. Здесь они работают. (Слайд Полярной станции)
- Полярники хотят вам показать необыкновенное чудо, которое бывает только на Северном полюсе. (Слайд Северного сияния)

Ребенок: Что за чудо - чудеса загорелись небеса!
Ой! горит! Пылает пламя над сверкающими льдами!
Кто зажег огонь чудесный? Золотой костер небесный?
Никого за тучей нет! Это с неба льется свет!

- Ребята, такое явление неживой природы на территории нашей страны можно наблюдать только на крайнем севере, в Арктике. И называется оно Северное Сияние.
- На что похоже Северное сияние?
- Давайте по возвращении из нашего путешествия нарисуем Северное сияние. Согласны?

- Ребята, а как же нам теперь отправиться домой? Полярники сказали, что есть у них волшебный друг, Дед Мороз. Вот он то нам и поможет. (слайд: Дед Мороз)

Дед Мороз: Здравствуйте, ребята, здесь мороз и стужа, снег и лед – здесь мой дом. Я, конечно, бы проводил вас домой, но скоро Новый год и мне нужно приготовить для всех подарки, я дам вам волшебную палочку, взмахните ей, покружитесь, и домой вернитесь.
- А на Новый год ждите меня в гости – я обязательно к вам приду с подарками.

Ребенок машет палочкой, дети кружатся.
- Вот мы и дома.

Рефлексия

- А давайте теперь вспомним, где мы были и что видели? (Слайд Арктики; ответы детей)

- Ой, ребята, мне так понравилось с вами путешествовать, а вам понравилось?
- Покажите свое настроение. Кому понравилось, похлопайте.

- Вот на такой веселой ноте мы и закончим наше занятие.
- А после отдыха, мы приступим к рисованию Северного сияния.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!