Конспект ООД по познавательному развитию "Увлекательная экспедиция на Северный полюс"

Для детей старшего дошкольного возраста, с элементами исследовательской деятельности, с применением технологий STEAM образования.

Цель: формирование у детей представлений о Северном полюсе, о его местонахождении, о природе Арктики.

Задачи:

  • познакомить детей с Северным полюсом, с его местонахождением;
  • формировать у детей представления о природе Арктики;
  • развивать исследовательскую деятельность у детей, развивать мышление, внимание, память.

Материалы и оборудование: карточки с изображением транспортных средств, глобус, указка, видеоматериалы и презентации по теме, проектор, шапочки по количеству детей, тонированная бумага, восковые карандаши, влажные салфетки.

Для исследовательской деятельности: 2 тарелки со снегом, непрозрачный пластмассовый короб; настольная лампа.

Ход занятия

Звучит аудиозапись песни "Где то на белом свете".
Воспитатель: Ребята, сегодня по радио я услышала сообщение, о том, что на Северный полюс отправилась экспедиция ученых.
- А что вы знаете о Северном полюсе? (Ответы детей)

- Сегодня я расскажу вам много нового и интересного об этом необычном месте на планете Земля.
- И мы с Вами тоже отправимся в экспедицию на Северный полюс! Хотите?
Дети: Да.

Воспитатель: Ребята, а на чем мы туда отправимся? (На доске висят картинки, подойдите и выберите вид транспорта, на котором можно отправиться в это путешествие. Дети подходят и выбирают: самолет, теплоход, машина, поезд, воздушный шар)
Воспитатель: А как вы думаете, на чем быстрее мы туда доберемся?

Дети: На самолете.
Воспитатель: Давайте из подручных средств построим самолет?
А из чего мы можем сделать самолет здесь, в группе?

Дети: из стульев!
Воспитатель: Вот из них и построим самолет. Напомню вам, что в самолете два ряда кресел, и в каждом ряду сидят по два человека, и управляет самолетом пилот.
Давайте с вами выберем пилота. (считалочка)

Воспитатель: Самолет построили. Пора отправляться в полет, но сначала нам нужно надеть шапочки, мы же полетим туда, где холод и ветер. (Дети подходят к столу, берут шапочки и надевают их на голову)

Воспитатель: Занимайте места в самолете, пристегивайтесь. А чтобы запустить двигатель и взлететь, сосчитаем вместе от 1 до 10. (аудиозапись "звук самолета")
- Во время полета мы с вами посмотрим видеофильм про Северный полюс. (Видеофильм о Северном полюсе)

Воспитатель: Ребята, вот мы и долетели до Северного полюса. Чтобы совершить посадку, нам нужно сосчитать от 10 до 1. (Дети выходят из "самолета")
- Мы с вами оказались в научной метеостанции Северного полюса. Снимите шапочки и проходите в лабораторию. (Дети подходят к столу, на котором установлен глобус)

Дети рассматривают глобусДети рассматривают глобус

- Глобус — это миниатюрная модель Земли, на которой расположены материки, страны, моря и океаны, горы и пустыни.
- Кто может показать Северный полюс на глобусе? (Ответы детей)

Воспитатель: Северный полюс - это ледяная пустыня, поэтому эта часть земли окрашена в белый цвет. Океан в этом месте покрыт льдом, толщина которого достигает трехэтажного дома. Зимой здесь часто бушуют метели, свирепствуют морозы. На противоположных полюсах земного шара лежат пустынные, покрытые снегом и льдом полярные области: Антарктика на крайнем юге, Арктика — на севере.

- Самое холодное место планеты - Антарктида, закованный в лед материк на Южном полюсе.
- Но наш путь сегодня лежит в Арктику — центральную часть Северного Ледовитого океана с островами и прилегающими побережьями материков. У нашей экспедиции есть задание - изучить полярный снег.

- Ребята, мы с вами должны выяснить, почему снег на Северном полюсе не тает. Проведем эксперимент?
Дети: Да.
Воспитатель: Наша задача, сделать вывод, что произойдет со снегом в течение нескольких минут.
Эксперимент

Воспитатель: Возьмем две тарелки, в которые мы положим снег. Одну тарелку со снегом мы поставим под лампу, которая будет "Солнцем", а вторую накроем контейнером, который не пропускает свет.
- Во время эксперимента, мы будем наблюдать, что происходит со снегом в этих тарелках, и делать вывод о снеге, который будет стоять под "лучами Солнца", и о снеге, который стоит в темноте. (Дети проводят эксперимент и делают выводы)

Воспитатель: Ребята, мы выяснили опытным путем, что когда есть источник тепла, например солнце, снег тает, а при отсутствии источника тепла и при низких температурах, снег не тает. Значит на Северном полюсе очень холодно.
- А вы знаете, что такое полярная ночь и полярный день? (Ответы детей)

- Полярная ночь - это когда солнце около 6 месяцев не показывается над линией горизонта, только бледный свет луны и звезд, освещает бескрайние снежные просторы.
- И в это время можно чаще всего наблюдать северное сияние, — это когда на небе видны волны красного, зеленого, синего цвета, которые переливаясь и вспыхивая, проносятся по небу с одного края на другой. (Видеофайл "Северное сияние")

Воспитатель: На смену полярной ночи, приходит полярный день — это когда все время день, солнце не заходит за горизонт, а значит светло.
В это время наступает короткое полярное лето. Солнце греет очень слабо, его лучи мало нагревают поверхность Земли, покрытую льдом и снегом, поэтому лед и снег не таят.

- Лишь иногда у берегов сильными ветрами лед взламывается и начинает таять. На Северном полюсе холодно в течение всего года: и зимой и летом. И день, и ночь там не чередуется, как это происходит у нас, где мы живем.

- Ребята, наша экспедиция выполнила свою работу на Северном полюсе. Пора возвращаться в детский сад, пока не наступила полярная ночь. Надевайте шапочки, занимайте места в самолете, пристегивайтесь.
- Что бы запустить двигатель и взлететь, считаем вместе до 10. (Аудиозапись "звук самолета")-

- Ребята, наша экспедиция на Северный полюс успешно завершилась. Помните, во время путешествия в Арктику, мы наблюдали за красивым явлением природы – полярным сиянием. На что оно похоже? (ответы детей)

 

- А давайте изобразим это явление на бумаге, на память о нашем путешествии. (Педагог предлагает детям выбрать листы тонированной бумаги с фоном полярного неба, восковые карандаши)
Самостоятельная работа детей.

Рефлексия

Воспитатель:

  • Ребята, где мы с вами были? (ответы детей)
  • Что мы делали?
  • Что было самым интересным?

Выставка детских работ "Северное сияние"Выставка детских работ "Северное сияние"

Выставка работ "Северное сияние Арктики".

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!