Конспект коррекционного занятия "Животный мир нашей планеты"

Для детей подготовительной к школе группы с нарушениями зрения.

Задачи занятия:

  • Уточнять и расширять кругозор детей о животных разных стран.
  • Закреплять умение соотносить предметы по величине.
  • Закреплять умение ориентироваться в микропространстве (на листе).
  • Развивать познавательный интерес.

Цель: развитие предметного восприятия и социально-бытовой ориентировки

Направление: развитее предметного восприятия и социально-бытовой ориентировки.

Методы и приемы:

  1. Игровые (сюрпризный момент: животные, которые заблудились, проблемная ситуация).
  2. Словесные (вопросы, художественное слово, загадки, пояснения, повторения).
  3. Практические (упражнения, выполнения поручений, зрительная гимнастика, динамическая пауза).
  4. Наглядные (показ картинок, рабочие бланки).

Оборудование и материалы: картинка с животными из разных стран, глобус, карандаши, презентация с изображениями животных, картинка белого медведя, индивидуальные наборы картинок белых медвежат от большего к меньшему (5 штук) для каждого ребенка, тени животных, аудиозапись музыкальной логоритмики "У жирафа пятна, пятна…", карточки для игры "4-лишний", "Лабиринты"

Ход занятия

Вводная часть

Животные: Здравствуйте, ребята, а куда это мы попали? (Ответы детей)
- В детский сад? Вот это мы заблудились. Что же нам делать? Как найти наш дом?
Педагог: Ребята, давайте поможем животным найти их дом?
- Для этого нам необходимо отправиться в путешествие по всеми миру и помочь зверям из разных стран попасть домой, но перед тем, как отправиться в полет, нам нужно сделать зарядку для наших глазок, снимаем очки. (Дети выполняют требование)

Всю неделю по - порядку,
Глазки делают зарядку.
В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту. (Поднять глаза вверх, опустить их книзу, голова неподвижна)

Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда. (Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна)

В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем. (Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки)

По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны. (Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку)

В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять
В другую сторону бежать. (Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх)

Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки. (Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый)

В воскресенье будем спать,
А потом пойдем гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом дышать. (Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот)

Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя!

Педагог: Надеваем очки. Ребята, кто мне ответит, на какой планете мы с вами живем? (ответы детей)
- Земля, правильно. На протяжении многих веков знаменитые ученые, путешественники, совершали кругосветные путешествия для того, чтобы составить карту нашей Земли. А для того, чтобы представить себе нашу землю ученые изобрели глобус. И чтобы помочь нашим гостям нам он пригодится. (Достать глобус)

- Давайте внимательно посмотрим на глобус. Что мы можем с вами увидеть? Какого цвета больше всего?
- Правильно, синего. Как вы думаете, что может обозначать синий цвет на глобусе?
- Вода, правильно. А еще какие цвета есть?

- Вода - это реки, озера, моря, океаны – они обозначены на глобусе синим цветом. Суша - это леса, поля, луга, степи, пустыни…- обозначены зеленым, желтым цветом.
- На нашей планете есть 6 материков: Африка, Северная Америка, Южная Америка, Евразия, Австралия, Антарктида. И на всех материках живут разные животные.

- Есть еще одна часть суши, которая не является материком, но такая же важная, как материки. Она называется Арктика. Там находится северный полюс. Нам нужно побывать на всех этих материках и северном полюсе, чтобы доставить животных домой. Вы готовы к путешествию?
- Тогда поеееехали!

Основная часть

Педагог: И чтобы отправиться в нашу первую точку, вам нужно повторить слова и прокрутиться вокруг себя: волшебный глобус я кручу, попасть в Америку хочу! (Дети повторяют слова, крутятся вокруг себя, взрослый крутит глобус, указывает на Северную и Южную Америку)
- Северная и Южная Америка – это два материка, которые почти соединили северный и южный полюс. Чтобы узнать каких животных мы привезли домой и оставим здесь, вам нужно отгадать загадки"

Непоседы целый день
Скачут и резвятся.
Прыгать, бегать им не лень,
На ветвях качаться.

Громко, весело кричат,
Любят есть бананы,
На лианах в ряд висят.
Это - ... (Обезьяны. Показ иллюстрации)

- Обезьяна, правильно, следующая загадка:
За добычей кошка эта
По саванне мчит ракетой.
Ей не страшен солнца жар,
Эта кошка… (ягуар)

- Правильно. О ком же следующая загадка?
На деревьях все лежу
Свесив лапки я гляжу
Лень такая у меня
И такая, вся родня. (Ленивец)

- Да, ленивец.
Живет он в реках и болотах,
Зубов так много,что не счесть
И у него одна забота -
Поймать кого-нибудь и съесть. (Крокодил)

- Верно, Крокодил. Следующая загадка:
У него на голове Ветки.
Даже сразу две.
Говорят: всего два рога,
Да зато отростков много.

Как он носит этот груз,
Я сказать вам не берусь.
Их носить ему не лень,
Потому, что он … (Олень)

Педагог: Молодцы, отгадали все загадки, оставили обезьяну, ленивца, ягуара, крокодила и оленя в Северной и Южной Америки. И полетели дальше: "Повернись, покружись и на Северном полюсе окажись. (Дети повторяют слова, крутятся вокруг себя, взрослый крутит глобус, указывает на Арктику)

- Мы попали в Арктику, там находится северный полюс. Здесь живут животные севера: белый медведь, северный олень, морж" (Показ иллюстрации)
- Мы оставим их в Арктике, но сначала выполним задание от белого медведя.

Белый медведь: Ребята, помогите мне расставить моих медвежат, по росту, от самого маленького, до самого большого. (Каждому ребенку выдается набор картинок с медвежатами – 5 штук. Дети выполняют указания)
Белый медведь: Спасибо ребята!

Педагог: Мишке помогли, полетели дальше? (Да!)
- Сейчас мы с вами окажемся в …, повторяем слова и кружимся: повернись, покружись и в Тайге окажись. (Дети повторяют слова, крутятся вокруг себя, взрослый крутит глобус, указывает на Арктику)

- В Тайге. Тайга – это континент Евразия, он очень большой с разнообразным климатом и разными условиями. Поэтому мы остановимся только в Тайге. Я думаю, что с животными, которых нужно оставить в тайге, вы справитесь быстро, их вы хорошо знаете. Но чтобы все-таки узнать, кто это вам нужно узнать животных по их тени. (Показывается иллюстрация тени волка)

- Кто это такой? (Волк)
- Это волк, правильно, а как вы поняли?
- Молодцы, волк чем-то похож на собаку, но хвост у него опущен и мордочка у волка шире, хорошо.

- А это кто такой? (Показывается иллюстрация тени зайца)
- Заяц, правильно, а как вы поняли, что это именно заяц?
- Да, у зайца длинные уши и маленький пушистый хвостик.

- Кто же это? (Показывается иллюстрация тени белки)
- Молодцы, по каким признакам поняли, что это белка?
- У белки пушистый хвостик, и длинные ушки-кисточки.

Кто же это такой? (Показывается иллюстрация тени медведя)
- Молодцы, а как вы поняли, что это медведь?
- Правильно, у медведя большое пушистое тело, массивные лапы, и маленький круглый хвост, молодцы!

- А кто же это? (Показывается иллюстрация тени лисы)
- А по каким признакам вы узнали лису?
- У лисы удлиненная мордочка, заостренные ушки и большой пушистый хвост.

- И последний зверь, которого мы оставить в Тайге? (Показывается иллюстрация тени кабана)
- Кабан, как поняли, что это именно кабан?
- Да, кабан похож на свинью, но у него есть большие острые клыки и маленький тоненький хвостик"

Педагог: Молодцы, ребята отгадали всех животных, мы с вами привезли домой в Тайгу волка, зайца, лису, медведя, белку и кабана. Снова отправляемся в путь, повторяем слова и кружимся: повернись, покружись и в Африке окажись. (Дети повторяют слова, крутятся вокруг себя, взрослый крутит глобус, указывает на Африку)

- Мы оказались Африке. Здесь, чтобы узнать, чей это дом, и кого мы тут оставим, нам нужно сыграть в игру.

Игра "У жирафа пятна, пятна…"
Включается музыкальное сопровождение, динамическая пауза: дети выполняют движения согласно тексту совместно с взрослым.
- Молодцы, ребята, про каких животных шла речь в нашей физкультминутке?

- Про жирафа, про зебру, про слона, правильно. И про котенка, как вы думаете, о каком котенке идет речь?
Чтобы отгадать послушайте загадку:
Царь зверей – большая кошка
Порычит со зла немножко,
Спит он в логове, поев
Носит гриву, грозный … (лев)

- Молодцы, ребятки, оставили в Африке жирафа, зебру, слона и льва и полетели дальше. А дальше у нас … повторяем слова и кружимся: повернись, покружись и в Австралии окажись". (Дети повторяют слова)

- Австралия, здесь, чтобы узнать, чей это дома, нужно сыграть в игру, которая называется 4 лишний. Нужно внимательно посмотреть на картинки и сказать, какое животное лишнее, оно и останется жить в Австралии, понятно?

Игра "4 лишний"

1. Слон, зебра, лев, коала. (Лишнее: коала)
- А почему вы так решили?
- Да, правильно, слон, зебра и лев живут в Африке, молодцы. Значит если лишняя коала, и она остается жить в Австралии.

2. Волк, собака Динго, заяц, лиса. (Лишнее: Динго)
- Почему вы так решили?
- Действительно, все животные живут в Тайге, а носорог, куда отправляется жить?
- В Австралию, да.

3. Страус Эму, белый медведь, северный олень, морж. (Лишнее: страус Эму)
- Да, лишний страус, он где живет?
- Хорошо, а остальные звери?

4. Ленивец, крокодил, кенгуру, ягуар. (Лишнее: кенгуру)
- Правильно, молодцы, в Австралии оставляем собаку Динго, страуса Эму, коалу. И летим дальше. Наш последний пункт... Повторяем слова и кружимся: повернись, покружись и в Антарктиде окажись. (... указывает на Антарктиду)

Педагог: Мы в Антарктиде. Ребята, обратите внимание, каким цветом раскрашен этот материк.
- Белым. А вы знаете почему?
- Потому что здесь вечная мерзлота, и снег не тает, здесь нет растительности. "А как вы думаете, живут ли на таком материке животные?

- Конечно, живут. В Антарктиде живут животные, которые приспособились к такому суровому, холодному климату, за счет пушистого меха, толстой кожи и жировой прослойки, которая защищает их и согревает от холода. Антарктида – это дом пингвинов и тюленей.

Игра "Лабиринты"

- И перед тем как вернуться из нашего путешествия давайте поможем пингвину добраться до рыбы" (Детям выдаются бланки, выполняют задание)
- Повернись, покружись в своей группе окажись. (Дети повторяют слова и кружатся вокруг себя)

Заключительная часть

- Ребята, наше путешествие подошло к концу, вам понравилось помогать животным, искать дом?
- А что больше всего понравилось?
- Скажите, куда мы отправим наших потерянных зверей?

- А что вам показалось самым трудным?
- Все молодцы, животные из разных стран и континентов говорят вам спасибо, и до свидания!

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!