Цель: формирование представлений о воздухе.
Задачи:
Предварительная работа: изготовление веера из бумаги, рассматривание иллюстраций в энциклопедии, чтение стихов о природе.
Оборудование: коробка, письмо, стакан, горсть земли в пакете, губка, аквариум с водой, полоска бумаги, кусочек пластилина, воздушный шарик, стаканчики с чистой водой, пластиковые трубочки, веер из бумаги, кусочки губки (по количеству детей).
- Ребята, посмотрите, нам пришла посылка от зверят из лесной школы! Интересно что там? Давайте ее откроем. (Воспитатель поочередно достает из коробки предметы. Дети называют их: стакан, земля, губка)
- Ребята, тут есть письмо. Зверята пишут нам, что им дали задание определить что имеется в стакане, земле и в губке. Ребята, как вы думаете, что есть в стакане, в земле и в губке? (Дети дают разные ответы)
- Сколько я задала вам вопросов? (Один)
- А сколько ответов? (Много)
- Да, ответов много. Мнения разные. Чего мы не знаем? Дети: Что имеется в стакане, в земле и в губке.
- Значит о чем мы будем сегодня говорить? Что мы сегодня узнаем? Дети: Что имеется в стакане, земле и губке.
- А как мы можем узнать, что в них находится? (Дети дают ответы)
- Предлагаю провести опыт!
Опыт - это деятельность, в которой вы узнаете что-то новое. Опыты проводят ученые. И проводят их в специальном помещении, которое называется лабораторией. Мы с вами на время станем учеными. Прошу вас пройти в нашу лабораторию.
- Приступим к первому опыту. У меня в руках полоска бумаги и кусочек пластилина. Я подойду к вам, вы потрогаете полоску бумаги и скажете сухая она или сырая. (Воспитатель каждому ребенку дает потрогать полоску бумаги и убедиться, что она сухая)
- Теперь я с помощью кусочка пластилина прикреплю полоску бумаги ко дну стакана изнутри, стакан переверну вверх дном. Теперь я опускаю перевернутый стакан в аквариум так, чтобы вода полностью покрыла стакан сверху. Теперь я достаю стакан из воды и достаю из него полоску бумаги. Потрогайте полоску.
- Какая она: сухая или сырая? (Воспитатель снова дет потрогать полоску бумаги каждому ребенку. Дети убеждаются, что полоска сухая)
- Ребята, в чем же дело? Вода закрыла стакан сверху, а внутри что-то мешало воде дойти до полоски бумаги. Значит стакан не пустой. В нем находился воздух. Второй опыт проведете вы. Возьмите бумажные вееры. Помашите ими около лица. Что вы чувствуете? (Ветерок)
- Ветерок - это движущийся воздух. Теперь разойдитесь по группе. Помашите веером еще. Вы опять чувствуете ветерок. Значит что у нас в группе? Дети: У нас в группе есть воздух!
- Да, воздух есть и в стакане, и в группе. Почему же мы видим друг друга? Какой воздух? (Прозрачный)
- Верно, воздух прозрачный.
Далее третий опыт. Вот я взяла воздушный шарик. Какой он? Этот шарик не объемный. Теперь я надула шарик. Что произошло?
Дети: Он стал большой.
- Шарик стал объемный. В шарик я вдувала воздух, шарик увеличился в объеме. Воздух занимает определенный объем. Встаньте в круг. Бросайте друг другу шарик. Какой шарик: тяжелый или легкий? Да, шарик легкий. Чем заполнен шарик? Значит воздух какой? (Воздух легкий)
- Проведем еще один опыт. Ребята пройдите за лабораторные столы. У каждого приготовлено оборудование: стакан с водой и трубочка. Опустите трубочку в воду и подуйте в нее. Что образуется в воде? (Образуются пузыри)
- Значит воздух в воде бывает в виде пузырьков. Теперь бросьте в воду кусочек губки. Что происходит? Что выходит из губки? Что в пузырьках?
Дети: Образуются пузырьки. Из губки выходят пузырьки. В пузырьках воздух.
- Оказывается и в губке есть воздух. (Затем воспитатель бросает в воду землю. Дети делают вывод, что в земле тоже есть воздух. Потом воспитатель проводит физкультминутку)
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Выходи гулять! ("зовут")
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Как тебя поймать? (хлопки руками в разных местах)
Если быстро-быстро в поле убегу, (бегут на месте)
Чистого-пречистого воздуха найду! (отрехают руки)
Если вместе с дедушкой по лесу пойду, (шаги на месте)
Самого полезного воздуха найду! (руки накрест к плечам)
Если вместе с папой в горы я пойду, (тянутся вверх на носочках)
Самого кристального воздуха найду! ("фонарики")
- Итак, уважаемые ученые, давайте подведем итоги нашей работы. Мы сегодня провели много опытов и что мы узнали?
Дети: Воздух прозрачный, легкий и занимает объем. Чтобы узнать что-то новое, надо провести опыт. Опыты проводят в лаборатории.
- А что мы ответим зверятам из лесной школы? Что мы смогли узнать, благодаря опытам?
Дети: В стакане, в земле и в губке имеется воздух.
- Все верно! Молодцы! Вам понравилось быть молодыми учеными? Какой опыт вам понравился больше всего? Мне тоже было очень приятно с вами работать! Вы такие активные, умные, любознательные! Лабораторию пора закрывать. Но сначала надо навести порядок на лабораторных стол.