Задачи:
Словарная работа: поролон, мягкий, шероховатый, опыт, лаборатория, исследователи, мнется, гнется, режется, игольница.
Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, экран, кусочки поролона разного цвета и размера, три таза с водой, пустой таз, салфетки, вода, карточки-схемы, игольница.
Предварительная работа: чтение сказки "Федорино горе". К.И. Чуковского.
1 часть - организационная
Воспитатель: Здравствуйте, дети!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Мне очень хочется Вам пожелать сегодня хорошего настроения, для этого:
Встанем рядышком по кругу,
Скажем "здравствуйте" друг другу
Нам здороваться не лень,
Всем "Привет!" и "Добрый день!"
Это веселое настроение нам нужно сохранить на протяжении всей нашей встречи. (дети стоят в кругу вместе с воспитателем)
На экране фрагмент мультфильма "Федорино горе"
Воспитатель: скажите, чем Федора хотела помыть посуду? (Ответы детей)
- Давайте поможем Федоре узнать, чем еще можно помыть посуду?
- Посмотрите на предметы, лежащие на столе и найдите, тот предмет, с помощью которого можно помыть посуду. Почему вы выбрали именно этот предмет?
- Из какого материала изготовлен этот предмет?
Воспитатель (берет энциклопедию и рассказывает детям): посмотрим, что написано в энциклопедии про поролон. Поролон - это такой материал, который состоит из воздуха, и из разных химических веществ и силикона. Применяется в качестве упаковочного материала, для изготовления губок для мытья посуды или для мытья тела - мочалка, как набивка для мебели, мягких игрушек и подушек, и даже в картинах! Поролон - очень нужный материал!
2 часть - основная
Воспитатель: Для того, чтобы узнать какие свойства есть у поролона, предлагаю вам пройти в нашу мини лабораторию и стать исследователями.
- Что такое лаборатория? (если дети не ответят, можно дать правильный ответ - это место, где проводят различные опыты, эксперименты, изучают новые вещества, делают открытия)
- Кто такие исследователи? (это ученые, которые проводят разные опыты, что-то изучают и т. д.)
- Расскажите, как надо вести себя в лаборатории? (в лаборатории нужна строгая дисциплина, осторожность и порядок; не надо толкаться, мешать друг другу, громко разговаривать)
Дети проходят с воспитателем в "лабораторию"
- Возьмите поролон в руки и рассмотрите. (Дети рассматривают)
- Какой он на ощупь? (мягкий, шероховатый)
- Какой по весу: легкий или тяжелый? (легкий)
- попробуем оторвать от поролона кусочек и посмотрим рвется он или нет? (рвется)
- попробуем согнуть поролон, что с ним происходит? (сгибается)
Моделирование свойств поролона на карточках-схемах
Проблемная ситуация № 1
Воспитатель: Давайте проверим сможет ли поролон удержаться на воде и не утонуть?
- Кусок поролона опустите на поверхность воды. Что происходит? (дети выполняют и отвечают)
- Правильно. Сделаем вывод - поролон держится на поверхности воды не тонет, значит он легкий. (моделирование результата эксперимента)
Опыт "Пузырьки"
Проблемная ситуация № 2
Воспитатель: Еще одно свойство поролона, состоит из воздуха, проверим.
- Погрузите поролон в воду, попробуйте выжать его под водой. (Выполняют действие)
- Что вы видите?
- В воде появились пузырьки. Это воздух, он был в отверстиях, дырочках внутри поролона. Образовавшиеся пузырьки - это воздух, выходящий из дырочек поролона в воде.
- Достаньте поролон из воды, выжмите воду. Посмотрите на поролон, видно дырочки, где прятался воздух?
- Сделаем вывод - предметы, внутри которых есть воздух, плавают. Но, если внутрь попадет вода и вытолкнет воздух, то этот предмет может утонуть.
Моделирование результатов экспериментирования
Опыт "Соберем воду"
Проблемная ситуация № 3
Воспитатель: Поролон хорошо впитывает воду. Давайте проверим.
- Возьмите стакан с водой, вылейте воду на поролон. (Выполнение детьми задания)
- Что произошло? (Ответы детей)
- Возьмите поролон с водой в руки и скажите каким он стал по весу, легкий или тяжелый?
- Почему?
- Какой можно сделать вывод?
- Правильно, поролон хорошо впитывает в себя воду, и становится тяжелый.
- А если мы отожмем воду (выполняют действия с предметом), каким по весу станет поролон?
Практическое действие "Помой посуду"
Воспитатель: давайте посмотрим можно ли с помощью поролона помыть посуду? Возьмите поролоновые губки и любой предмет посуды, подойдите к тазам и с помощью поролона и воды помойте посуду. (Дети выполняют действия)
- Получилось? Что стало с посудой?
- Мы с вами выяснили, что для мытья посуды можно использовать поролон.
Игра с мячом "Какой? Какая?"
Кастрюля из металла – она какая? (металлическая)
Тарелка из железа – она какая? (железная)
Стакан из стекла – он какой? (стеклянный)
Салфетка из бумаги – она какая? (бумажная)
Вилка из пластмассы – она какая? (пластмассовая)
Ложка из дерева – она какая? (деревянная)
Губка из поролона – она какая? (поролоновая)
3 часть - заключительная
Воспитатель: О каких свойствах поролона вы узнали в лаборатории. (Обращает внимание на карточки - схемы проводимых опытов)
Дети возвращаются из лаборатории. Садятся на свои места.
- Мы с вами выяснили, что такое поролон, и какие свойства есть у него. Скажите, где применяют поролон? (Ответы детей)
- На столе лежат карточки с изображением разных предметов, при изготовлении которых используют поролон. Подойдите к столу по одному и выберите тот предмет, который сделан из поролона и объясните почему вы выбрали именно эти предметы. (ребенок выбирает карточку прикрепляет на фланелеграф и объясняет почему он выбрал эту карточку)
Воспитатель: Давайте Федоре соберем посылку и отправим ей поролоновые губки, чтобы ее посуда стала чище, а для самой Федоры я вам предлагаю сделать подарок своими руками из поролона, например вот такую игольницу. (Показывает игольницу)
- Пойдемте в группу я вам расскажу и покажу, как это сделать.