Для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: предоставление возможности детям через экспериментирование познакомиться с элементами профессиональной деятельности фокусника.
Задачи:
Воспитатель: Ребята, подойдите ко мне. Приведите себя в порядок. Мы на занятии. (Стук в дверь)
- Ребята, слышите, кто- то стучит? (Передают письмо)
Воспитатель читает: Пишет Незнайка: "Ох-ох-ох! Я вчера была в цирке. Очень интересное представление! Артисты, звери, но особенно мне понравился фокусник. Он показывал такие чудесные превращения! А я не умею показывать фокусы! Я же не фокусник".
Воспитатель: Ребята, а кто такой фокусник?
Дети: Фокусник работает в цирке, он показывает различные превращения, он как волшебник.
Воспитатель: Ребята, поможем Незнайке стать фокусником, научим его показывать фокусы и напишем ему письмо?
Дети: Да!
Воспитатель: Предлагаю надеть мантии, превратиться в фокусников. (Дети набрасывают мантии и садятся за столы)
- Ребята, прошла зима, наступила весна. Но зима была долгая, никак не хотела уступать дорогу весне. Много снега было. А на окнах рисовала морозные узоры. (На экране изображение узоров)
Воспитатель: Давайте рассмотрим узоры. Какие они? На что похожи?
Дети: Похожи на снежинки, на веточки...
Воспитатель: Научимся сами и научим Незнайку рисовать морозные узоры?
Дети: Да!
Воспитатель: У вас на столе стеклышки, кисточки, подставки, а воду добавим соль, получится превращение цвета воды.
- Какая была вода? (прозрачная)
- Какая стала? (белая)
- Произошло превращение воды из прозрачного в белый. Получилось превращение, вы - настоящие фокусники. Размешиваем. Попробуем в воздухе нарисовать узор (воспитатель объясняет), а потом на стекле.
Самостоятельная деятельность детей. (тихая релаксирующая музыка)
Воспитатель: Ну вот, узоры нарисовали. А что сделать, чтобы они побыстрее высохли?
Дети: Подуть.
Воспитатель: Предлагаю просушить феном, так будет быстрее. (просушивает узоры феном)
- Расскажите, ребята, какие узоры получились?
Дети: пушистые, большие, красивые, белые ...
Воспитатель: А как же так: рисовали водой, а просохло и стало все белое?
Дети: В воду что-то добавили - мел, краску, соль... (Дети говорят, а воспитатель имитирует, что записывает в письмо Незнайке)
Воспитатель: "Я записала: в воду добавить соль, получится превращение цвета воды: из прозрачного в белый".
- Получилось превращение, вы - настоящие фокусники.
- Понравится ли Незнайке такое превращение?
Дети: Очень понравится, мы научились делать этот фокус.
Воспитатель детям предлагает пройти на ковер, на стульчики. Перед детьми стол, на нем прозрачная емкость с водой, пена для бритья, пищевой краситель (гуашь) в стакане с ложкой.
Воспитатель: Ребята, прошла зима, наступило какое время года?
Дети: Весна.
Воспитатель: А что такое весна?
Дети: Весна - это солнце, дождик, прилетают птицы, распускаются деревья и трава... (На экране изображение весны)
Воспитатель: Ребята, мы - фокусники. Научим Незнайку делать волшебный дождик?
Дети: Научим, конечно, но мы не умеем.
Воспитатель: На столе вода. Выдавим на нее пену для бритья, это будут облака. Кто мне поможет? (Приглашаю несколько человек) Сверху нальем подкрашенной синей воды, это будет дождик. Кто поможет? (Приглашаю несколько человек)
- Что произошло?
Дети: Дождик пошел! Волшебный дождик!
Воспитатель: Синяя вода просачивается через пену. Получился дождик. Давайте Незнайке запишем, как делать дождик? (Дети говорят, а воспитатель имитирует, что записывает в письмо)
Дети: На воду нужно выдавить много пены для бритья, а на нее налить синей воды, получится дождик.
Воспитатель: Спасибо, ребята! Этот фокус я записала, у Незнайки должен получиться.
Поклонился всем со сцены,
Вправо, влево и вперед...
Поклонился всем, как мог.
Пока дети садятся за столы, воспитатель добавляет оборудование, выставляет 2-3 прозрачных чашки с водой, цветы из бумаги уже лежат на подносах по 3-4 на ребенка. У воспитателя лист в 2 раза больше, доска для показа.
Воспитатель: Ребята, какое время года наступит за весной?
Дети: Лето.
Воспитатель: Что такое лето?
Дети: Лето - жарко, птицы поют, купаться в речке можно, цветы...
Воспитатель: Знаете ли вы, что цветы ночью закрываются, как бы "засыпают", а днем раскрываются и поворачиваются к солнышку?
Дети: Да! (На экране изображение цветов)
Воспитатель: Но мы - фокусники. Можешь ли мы, ребята, научить Незнайку сделать так, чтобы цветы сразу раскрылись?
Дети: Да! И сами научимся.
Воспитатель: Сначала нужно изготовить цветы. Из какого материала будем делать цветы?
Дети: Из бумаги.
Воспитатель: Посмотрите, я беру уже вырезанный цветок, прижимаю лепестки к середине, проглаживаю. Получился бутон. (закрытый цветок) У вас на столе разноцветные бумажные цветы. С чего начнем изготавливать бутон?
Дети: Прижимаем лепестки.
Самостоятельная деятельность детей. Тихая релаксирующая музыка.
Воспитатель: Теперь, ребята, внимательно смотри. Сейчас будет фокус. Опустите, ребята, бутоны в воду. Что происходит?
Дети: Цветы раскрываются.
Воспитатель: Почему опустили закрытый цветок - бутон, а в воде он раскрылся?
Дети: Потому, что он сделан из бумаги, он бумажный, намокает.
Воспитатель: Ребята, как красиво! У нас целая поляна цветов! И как быстро они раскрылись! Настроение сразу стало каким, ребята?
Дети: Радостным, веселым, солнечным...
Воспитатель: Ребята, вы научилась делать фокус, чтобы быстро раскрывались цветы?
Дети: Научилась, спасибо.
Воспитатель: Расскажите, что нужно сделать, чтобы быстро раскрывались цветы, а я запишу для Незнайки. (Дети говорят, а воспитатель имитирует, что записывает в письмо Незнайке)
Дети: Сначала нужно сложить лепестки к середине цветка, а затем бросить в воду.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, каким фокусам мы сегодня научились и что в письме напишем для Незнайки?
Дети: Из прозрачной воды получаются белые узоры на окне, волшебный дождик, распускающиеся цветы.
Воспитатель: Ребята, вы стали настоящими фокусниками. Я вас поздравляю. Теперь и Незнайка станет фокусником? (Дети говорят, а воспитатель имитирует, что читает письмо Незнайке, "запечатывает конверт").
Воспитатель: Ребята, возьмите по цветку и дома маме и папе покажите фокус, как быстро распускаются цветы. Незнайке мы тоже дарим цветок, положим его в конверт. (кладет в конверт цветок) Я отправлю письмо на почте Незнайке.
Занятие окончено.