Цель:
- Вызвать беспокойство за экологическое состояние планеты.
- Развивать интерес, бережное отношение и любовь к окружающему миру.
Задачи:
Образовательные
- закрепить представление детей об экологических проблемах нашей планеты;
- обогатить и расширить словарь детей: существительные - экология, вторсырье; прилагательные – флисовый, глаголы – сортировать, перерабатывать.
Развивающие
- развивать любознательность;
- творческое воображение;
- связную речь, логическое мышление.
Воспитательные
- воспитывать экологическую культуру;
- любовь к природе и бережное отношение к ней;
- повторить правила поведения в природе.
Предшествующая работа: наблюдение за окружающей средой (изменения, происходящие в ней). Чтение рассказов и стихотворений на экологическую тему. Рассматривание иллюстраций об экологических проблемах.
Материалы и оборудование: контейнеры (пластмасса), мусор (банки из пластика, жестяные, стеклянные, отходы жизнедеятельности), ватные палочки, губка, гуашь, марля, уголь, пластиковые стаканы, воронки, речной песок.
Ход занятия
Воспитатель: "Дети! Сегодня, когда я утром шла на работу, решила подойти и проведать нашу любимую с Вами березку. Но, если честно, я очень испугалась. А знаете почему?"
Дети: Почему?
Воспитатель: потому что прямо под ней лежал вот этот конверт (показываю детям запечатанный конверт), а вы ведь знаете, что посторонние и незнакомые Вам предметы трогать нельзя?
Дети: Да, знаем.
Воспитатель: Правильно! Но я заметила надпись на этом конверте, там было написано "Детям старшей группы "Сказка", поэтому я решила взять его к нам и вместе с Вами открыть его, чтобы узнать, что же там такое. Хотите посмотрим?
Дети: Да, хотим посмотреть (воспитатель вскрывает конверт и читает содержимое письма детям)
"Дорогие дети группы "Сказка"! Моя тетушка Экология просит Вас о помощи! Человек все больше и больше засоряет природу и окружающий мир, губит животных и деревья! Пожалуйста, помогите нам найти решение этих проблем". Подпись: Мальчишка-Экологишка.
Воспитатель: Дети, вместе с письмом о помощи, нам прислали Жалобную Книгу Природы. Посмотрим, что же там?
(Открываем первый лист - проблему о мусоре). Как вы думаете, что до нас хотела донести тетушка Экология этим рисунком?
Дети: Человек очень много выбрасывает мусора, тем самым загрязняя природу.
Воспитатель: Правильно! А как Вы думаете, что нужно сделать, чтобы мусора на нашей планете стало меньше?
Дети: Надо собирать мусор и перерабатывать как вторсырье.
Воспитатель: Правильно! А вы знаете, что мусор можно разделять и отправлять на вторичную переработку?
Дети: Что получается после вторичной переработки?
Воспитатель: Например, из пластиковых бутылок можно сделать флисовый плед или куртку, а из старой бумаги можно получить новую бумагу. Для этого мусор нужно сортировать раздельно, это как?
Дети: Надо сортировать стекло со стеклом, бумагу с бумагой, металл с металлом.
Воспитатель: Я предлагаю вам сейчас в этом потренироваться. Для этого разделимся с вами на 2 команды (предлагаем детям вынуть одну из предложенных геометрических фигур (круг и треугольник) и делятся на 2 команды). Дети, на каждом контейнере подписано, какой мусор туда надо положить. (Контейнеры с надписями – бумага, пластик, пищевые отходы). Каждая команда должна правильно рассортировать мусор по контейнерам.
Дети выполняют задание
Воспитатель: Молодцы, вы отлично справились с этой проблемой! Теперь вы знаете, как бороться с мусором. Посмотрим следующую страничку. Что же этой картинкой хотела сказать нам тетушка Экология?
Дети: Очень много вырубают деревьев.
Воспитатель: Да, верно. А зачем нам вообще нужен лес и другие зеленые насаждения?
Дети: Лес нужен животным, в лесу растут грибы и ягоды, древесина нужна человеку, лес выделяет кислород, которым мы дышим.
Воспитатель: Какие молодцы, все знаете. И как же нам помочь природе?
Дети: Сажать новые деревья – саженцы.
Воспитатель: Конечно! Мы с вами этой осенью посадили на нашем участке несколько саженцев, помните?
Дети: Осенью на нашем участке мы посадили 2 сосенки, 2 березки, 6 кустиков сирени.
Воспитатель: А какое Ваше любимое дерево? Попробуйте его нарисовать. (Выдаем детям материал для рисования – гуашь, губка, ватные палочки). Дети рисуют деревья.
Дети выходят с готовыми рисунками и рассказывают, какое дерево у них нарисовано.
Воспитатель: Замечательно! Посмотрим, какой красивый и разнообразный лес у нас получился! Эти рисунки мы отправим тетушке Экологии, она будет рада! А сейчас мы с вами немножко отдохнем и ответим на занимательные вопросы.
Воспитатель: Следующая страница в жалобной книге – как вы думаете?
Дети: Это загрязнение воды
Воспитатель: Как человек загрязняет воду?
Дети: Бросают в реки мусор, с заводов стекают химические отходы.
Воспитатель: Да, верно, а можно ли пить воду прямо из речки?
Дети: Воду из речки пить нельзя.
Воспитатель: А почему?
Дети: Потому что она грязная.
Воспитатель: Да, питьевая вода поступает к нам в кран после очистки на очистных сооружениях, но все равно можно пить только кипяченую воду! Хотите мы с вами сейчас проведем опыт и попробуем сами очистить воду от грязи, это очень пригодится, если вы пойдете в поход и захотели пить, но вода грязная.
- Проведем опыт очистки воды с помощью марли, угля и речного песка.
Дети проводят опыты по очистке воды:
1-я группа очищает воду с помощью нескольких слоев марли,
2-я группа очищает воду с помощью речного песка.
Воспитатель: Молодцы! С помощью этих опытов, мы хоть немного, но помогли природе. У нас осталась последняя страничка в жалобной книге. Какая же проблема здесь изображена?
Дети: Загрязнение воздуха.
Воспитатель: Каким же образом люди загрязняют воздух?
Дети: Дым от заводов, выхлопные газы машин.
Воспитатель: А вот по этой проблеме мы предлагаем дома вместе со взрослыми придумать и нарисовать рисунки, как можно уменьшить загрязнение воздуха. Что, например, можно придумать?
Дети: Машины будут ездить не на бензине, а на электричестве, на заводах будут устанавливать специальные уловители грязи.
Воспитатель: Дети, когда вы принесете свои рисунки, мы их вложим в Жалобную книгу и отправим тетушке Экологии.
Воспитатель: А теперь я предлагаю вспомнить, чем мы сегодня занимались?
Дети: Мы учились сортировать мусор, рисовали деревья, очищали воду, придумывали как можно очистить воздух.
Воспитатель: Да, мы решали экологические проблемы. Вы все очень постарались, будем надеяться, что мы помогли тетушке Экологии и мальчишке-Экологишке, как решать экологические проблемы в нашем городе и на всей планете.