Конспект занятия в старшей группе "Воздух и его свойства"

Цель: формировать целостное восприятие окружающего мира. Создать условия для развития интереса детей к опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

  • познакомить детей с профессией ученого-исследователя;
  • познакомить с некоторыми свойствами воздуха и способами его обнаружения;
  • расширить представления о значимости воздуха в жизни человека.

Оборудование: полиэтиленовые пакеты на каждого ребенка, маленькие шары, раздаточный материал (стаканчики с водой, соломинки, веер на каждого ребенка; баночки с "запахом" и без запаха, музыкальные духовые инструменты, полиэтиленовые мешочки, бумага, таз с водой).

Ход занятия

Воспитатель: На днях я познакомилась с одним человеком, он работает ученым-исследователем или, по-другому можно назвать, экспериментатором.
- Стала расспрашивать о его профессии. Он занимается наукой, анализирует большие объемы данных, придумывает теории и проверяет их в ходе опытов.
- Его задача получить новые знания, которые помогут человечеству в достижении какой-то цели.

- Он может проводить исследования в разных областях: разрабатывать вакцины от смертельных болезней, создавать современные материалы для промышленности или выращивать искусственные органы.
- Его открытия порой производят на окружающих ошеломляющее впечатление. Но все его достижения – не фантастика, а результат кропотливой работы, множества проведенных опытов.

- Так много нового узнала и подумала, что работать исследователем, проводить опыты очень интересно, а вы как думаете? (ответы детей)
- А может быть проверим?
- Мой знакомый исследователь сказал, что сейчас они изучают свойства воздуха. Что же мы можем с вами исследовать?

Воспитатель: Что мы можем сказать о воздухе? (Предполагаемые ответы детей: Воздух вокруг нас. Он не имеет цвета. Он не имеет вкуса и запаха)
- Что нам как исследователям, надо сделать? (Доказать эти свойства с помощью опытов)
- Что нам понадобится для исследования свойств воздуха? (Оборудование из уголка экспериментирования)

- Исследователи работают в специальных лабораториях. Там стоят специальные столы с оборудованием. А где нам будет удобнее проводить наши опыты? (Лучше всего сдвинуть несколько столов вместе)
Дети организуют экспериментальное пространство.

- Ребята, а еще исследователи результаты своих опытов обязательно фиксируют, записывают, чтобы не забыть и, чтобы сообщить потом другим людям.
- Кто у нас будет фиксировать, зарисовывать результаты наших исследований?
- Друзья, у нас все готово?

- А можно, вы все будете учеными-исследователями, а я как будто пришла к вам в лабораторию, но ничего не знаю и поэтому задаю много вопросов?
- Друзья мои, исследователи, у меня вопрос. Я наполняю пустой мешок мелкими игрушками. Мешочек изменил свою форму, теперь он не пустой, а полный, в нем игрушки.
- Выкладываю игрушки, расширяю края мешочка. Он опять раздулся, но мы ничего не видим в нем. Мешочек пустой? (Мешочек не пустой, в нем находится воздух)

- Начинаем скручивать мешочек со стороны отверстия. По мере скручивания мешочек вздувается, становится выпуклым, как будто он наполнен чем-то.
- Его заполняет невидимый воздух.

Вывод: Мешочек только кажется пустым, на самом деле – в нем воздух. Воздух невидимый. (Ребенок ответственный за фиксацию опыта, зарисовывает результат, условное обозначение обсуждается детьми)

Воспитатель: Я никак не могу понять, где он есть воздух? Можно ли почувствовать, потрогать его? (Да. Когда мы делаем движения руками, бежим)
- Как это можно доказать? (Сделать упражнения руками)

Воспитатель с детьми делает несколько упражнений руками.
Вывод: Воздух можно почувствовать. Он везде вокруг нас.

- Я слышала, что в человеке тоже есть воздух. Как-то можно это проверить?

Предполагаемые ответы детей: Возьмем стакан с водой и выдохнем в воду через соломинку. В стакане появились пузырьки. Это выдыхаемый нами воздух. В воде мы видим воздух в виде пузырьков. Воздух легче воды, поэтому пузырьки поднимаются вверх.

Воспитатель: Интересно, есть ли воздух в разных предметах? Например, в губке, земле и сахаре?

Предполагаемые ответы детей: Рассмотрим губку. В ней есть отверстия. Можно догадаться, что в них воздух. Проверим это, опустив губку в воду и слегка надавив на нее. В воде появляются пузырьки. Это – воздух.

- Рассмотрим землю, сахар. Есть ли в них воздух?
- Опускаем поочередно эти предметы в воду. Через некоторое время в воде появляются пузырьки. Это воздух выходит из предметов, его вытеснила вода.

Вывод: Воздух находится не только в невидимом состоянии вокруг нас, но и в различных предметах.

Воспитатель: А вот мне интересно узнать, дорогие исследователи, имеет ли вкус и запах воздух? (Надо вдохнуть ртом воздух)
- Какого он вкуса? (Без вкуса)

- Вдохнуть воздух носом. Какого он запаха? (Без запаха)
- Чистый воздух – без вкуса и запаха.
- А может ли воздух запахи переносить? (Да. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили)

- Каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить ароматы. (Дети закрывают глаза и открывают емкости с измельченными продуктами: апельсином, луком, яблоком, чесноком)
Вывод: Воздух не имеет вкуса и запаха, но может переносить запахи различных предметов.

Воспитатель: Друзья мои исследователи, а что будет, если взять две воронки, большую и маленькую. На их узкие части надеть одинаковые сдутые воздушные шарики. Опустить воронки широкой частью в воду? (Дети самостоятельно выполняют условия опыта)

Предполагаемые ответы детей: Шарики надулись не одинаково. Почему? В одной воронке было больше воздуха – шарик получился большой, в другой воронке воздуха было меньше – шарик надулся маленький.
Вывод: Чем больше предмет, тем больше воздуха в нем.

- Ребята, что вы скажете об этой профессии? Какая она?
- Что может радовать и что может огорчать ученого-исследователя? Как стать хорошим ученым-исследователем?
- Расскажите о своих самых сильных впечатлениях сегодня.

Выводы по итогу взаимодействия: в любой профессии есть плюсы и минусы. Если хочешь стать настоящим профессионалом, нужно любить свою работу и постоянно учиться делать ее хорошо.

Ритуал завершения общения

- Ребята, у нас сегодня все получилось?
- А это потому, что у нас - воспитатель протягивает свою руку, ладонью вверх и говорит - Один за всех…"

Дети по очереди кладут свои руки ладонью вниз, на руку педагога и хором говорят: "И все за одного!" Затем руки вскидываются вверх с возгласом "Ура!"

Размер:
24.21 Kb
Скачали:
3