Конспект НОД в старшей группе "Удивительная вода"

Задачи занятия:

  • совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека и живых организмов;
  • знакомство со свойствами воды: прозрачная, без цвета и запаха, без формы и вкуса;
  • познакомить с круговоротом воды в природе:
  • формировать безопасное поведение на воде.

Словарная работа: лаборатория, лаборант, круговорот воды в природе, жидкость.

Материалы и оборудование: проектор, магнитная доска, пластиковые стаканы, бусинки, краски, кисточки, салфетки, скатерти, картинки с изображением опытов с водой.

Ход занятия

Дети заходят в группу и встают в полукруг.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте поздороваемся с ними. Посмотрите в мои глаза и глаза друг друга.
- Пусть каждый из вас приложит руку к своему сердцу, послушает, как оно бьется. Послушали?

- Возьмитесь за руки и часть тепла и любви из своего сердца через ладошки передайте друг другу, улыбнитесь каждый своему соседу. Молодцы, опускайте руки.
- Ребята, сегодня утром почтальон принес нам посылку из соседнего детского сада. Давайте посмотрим что там? (халаты)
- Кто носит халаты? (врачи, кухонные рабочие, помошник воспитателя)

- А еще халаты носят ученые которые работают в лаборатории. Кто знает что такое лаборатория?

Лаборатория - это место, где ученые проводят опыты и ставят эксперименты

- Давайте сегодня я буду ученым, а вы моими лаборантами. (Воспитатель и дети надевают халаты)
- Присаживайтесь! А чтобы узнать с чем мы сегодня будем ставить опыты в лаборатории, вам надо будет отгадать загадку.

Она и в море, и в реке,
Она и в кране, в ручейке,
И в пруду, и в роднике.
Может дождиком скакать,
С неба землю поливать? (вода)

- Правильно вода. (звук воды)
- Именно о воде мы будем сегодня с вами говорить. Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Послушайте стихотворение.

Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане.
И в водопроводном кране,
Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить.
(Н. Рыжова)

- Мы сегодня поговорим о воде и изучим некоторые ее свойства.

Дидактическая игра "Где можно встретить воду?"

Дети отвечают, стараясь не повторять ответы друг друга - в реке, в водопроводгом кране,в озере, в луже, в облаке, в дожде, в море, в туче, тумане и т.д.

Дидактическая игра "Для чего нужна вода?"

- А как вы думаете, животным нужна вода? А растениям? (дети отвечают, стараясь не повторять ответы друг друга: чтобы пить, мыть руки, купаться, готовить, стирать, поливать растения, всем животным, рыбам, птицам и т.д.)
- А нам, в детском саду, нужна вода? (ответы детей)

- И мы с вами состоим тоже из воды. И животные, и растения. Без воды живой организм долго не проживет, ведь мы больше чем на половину состоим из воды. (Слайд)
- Человек без еды может прожить до 2 месяцев,а без воды по мнению ученых 5-10 дней.
- Вся наша планета большей частью состоит из воды. Посмотрите, как красивая наша Земля, она похожа на прекрасный голубой драгоценный камень.

- Как вы думаете, почему Земля видна из космоса в голубом цвете? (на Земле есть огромные моря и океаны)
- Землю называют - голубой планетой, т.к. вода занимает занимает три четверти всей поверхности нашей планеты.
- Пить можно только чистую вода, овощи и фрукты всегда мыть перед едой. Воду нужно беречь, а как мы можем беречь воду?

- Вода нам может принести как пользу, так и вред. Нельзя пить холодную воду, под дождем можно промокнуть и заболеть.
- Купаясь в воде нельзя забывать о безопасности. Если плавать не умеешь, тогда глубоко заходить нельзя и не в коем случае нельзя купаться без присмотра взрослых.

- Ребята, вы уже знаете много о воде, а сегодня познакомимся с ее некоторыми свойствами.
- Давайте подготовим руки к работе в лаборатории.

Пальчиковая гимнастика "Вышел дождик погулять" или "Водичка-Водичка"

Раз, два, три, четыре, пять, (удары по столу, начиная с мизинца)
Вышел дождик погулять (беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук)
Шел неспешно, по привычке,
А куда ему спешить? ("шагают" средним и указательным пальцами по столу)

Вдруг читает на табличке:
"По газону не ходить!" (ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу)
Дождь вздохнул тихонько "Ох!" (один хлопок)
И ушел (ритмичные хлопки по столу)
Газон засох.

- Но прежде, чем мы приступим к опытам давайте вспомним правила поведения на занятии. (Дети рассказывают правила)
- А я вам расскажу правила безопасности в лаборатории.

- Нужно четко выполнять мои инструкции, слушать внимательно и запоминать. Берем только те предметы, которые я назову. Работать нужно тихо, не мешая друг другу.
- Приступим к первому опыту.

Опыт "Вода – это жидкость, которая не имеет вкуса и запаха"

Воспитатель: Вода – это жидкость. Жидкостью называют вещество, обладающее подвижностью, текучестью. Как доказать, что вода жидкость?
- Возьмите пустой стакан и стакан с водой. А теперь попробуйте перелить из одного стакана в другой стакан. Какая вода? (жидкая)
- Теперь сделайте глоток.

- Вода сладкая? Вода горькая? Вода кислая? Вода соленая? (нет)
- У воды есть вкус? (значит вода безвкусная)
- А теперь понюхайте. Есть ли запах у воды? (нет)

- Значит, вода не имеет запаха. Молодцы, теперь поставьте стакан на место.
Вывод детей: Вода - жидкая, не имеет запаха и вкуса.
- Переверните цифру один. Что тут нарисовано? Возьмите схему изображения нашего опыта и повесьте его на мольберт.

Опыт "Вода – растворитель"

Предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – аскорбиновую кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус.
- Что изменилось? У воды появился вкус. (Вода стала сладкая, соленая, кислая)
Вывод: А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (Вторую схему дети тоже прикрепляют на мольберт)

Воспитатель: Делать научные открытия дело не из легких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха.
- Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Давайте ненадолго выйдем из лаборатории и встанем в круг.

Физкультминутка "Ручеек"

Жил да был ручеек, (волнообразные движения рук)
Зажурчал и потек. (Ходьба по кругу)
В тучку превратился (Рисуют в воздухе круг)

Капелькой спустился (Присели)
Вот и кругооборот (Покружились вокруг себя)
Наблюдательный поймет (Руки в стороны)

- Молодцы! Отдохнули? Снова возвращаемся в нашу лабораторию.

Опыт "Вода прозрачная"

- Ребята, подходите к третьему столу. Посмотрите, ребята, что налито в стаканчики?
- Какого цвета молоко? (белого)
- А что вы можете сказать про воду? Она белого цвета?

- Давайте проверим, какого цвета вода? Закройте глаза. Я опущу в молоко что-то – ваша задача отгадать, что я опустила.
- Открываем глаза. Что вы можете сказать? Что там? (Нет)
- Почему? (ответы детей)

- Теперь предлагаю взять ложечки и вытащить на салфетку предмет. Погрузите вашу игрушку в стаканчик с водой. Теперь мы можем увидеть что это? (да)
- Почему? (Потому что вода – прозрачная или бесцветная)

Вывод: И это еще одно свойство воды. Прикрепляем на мольберт картинку "Вода прозрачная".

Опыт "Вода окрашивается в разные цвета"

Предложить детям взять кисточки и набрать ими краску, которая стоит у них на столе, опустить в стканчик с водой и размешать. Понаблюдать за тем, что произошло. Почему? В какие цвета окрасилась вода в их стаканчиках? (зеленый, синий, красный, желтый)
Вывод: Вода окрашивается в разные цвета.

- Молодцы давайте все пойдем к мольберту и вспомним про какие свойства воды му сегодня узнали.
- Тепрь вы много знаете о воде. И что она волшебница вы знаете. Хотите совершить вместе с водой волшебство?
- Давайте вместе закроем глазки и скажем заклинание: "Ты вода, вода покажи нам чудеса".

- Сейчас я хочу раскрыть вам один секрет. Как вы думаете, что получится, если в воду добавить мыло?
- Давайте попробуем это сделать.Только вспомник как надо правильно дуть. (Губы складываем трубочкой, щеки не надуваем. Вместе с воспитателем дети смешивают мыло с водой, дуют в палочку и получают мыльные пузыри)
- Мы оставим мыльные пузыри, чтобы вы поиграли с ними на улице. А теперь присаживайтесь.

- Еще, ребята, я бы хотела вам рассказать одну очень интересную историю, внимание на экран.

Рассказ "Круговорот воды в природе"

- Ребята, что такое круговорот воды в природе? (Объяснения детей)
- Дети, посмотрите на рисунок. В речке живет много капелек. Каждый день солнышко нагревает воду в морях и реках. И капельки воды превращаются в пар, становятся легкими и невидимыми, поднимаются высоко – высоко в небо.

- Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. И пар снова превращается в воду. Капельки все собираются вместе и образуют маленькое облачко. Облачко растет и превращается в тучу.

- Когда туча становится совсем большой, капелькам в ней тесно, и они падают на землю: летом – дождиком, зимой – снежинками. Такое путешествие капельки называется круговоротом воды в природе.

Рефлексия

Воспитатель: Ребята, что вы узнали сегодня интересного о воде? (Вода не имеет запаха. Она прозрачная. Вода не имеет вкуса, она безвкусная. Может окрашиваться в разные цвета – красный, желтый, синий, зеленый. Вода жидкая и может литься)

- Что вы интересного узнали?
- Что понравилось больше всего?
- Что хотели бы рассказать?

- А что вам больше всего понравилось в нашей лаборатории?
- На этом научная работа подошла к концу, вы все были внимательными, активными.

- На память я вручаю вам эмблемы, которые будут вам напоминать о сегодняшнем занятии.
- Спасибо за работу, вы были настоящими лаборантами. Молодцы, ребята!

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!