Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Секреты воды"

Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников в процессе экспериментирования.

Задачи:

  • уточнение и расширение знаний детей о физических свойствах воды;
  • развитие познавательного интереса в процессе экспериментирования с жидкостью;
  • формирование умения действовать по словесной инструкции.

Предварительная работа: беседы с детьми, рассматривание наглядных пособий, чтение рассказов и сказок познавательного характера о воде, экспериментирование с водой, наблюдения на прогулке.

Материалы и оборудование: по 4 пластиковых стакана с кипяченной водой на каждого ребенка (с красной, голубой, желтой и зеленой метками), пластиковые ложки, сахарный песок, соль, дольки лимона (на тарелочках), гуашь, кисти, салфетки, кубики льда, термос (с горячей водой), зеркало, кипяченная вода, молоко.

Ход занятия

- Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и холодно, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение!

- Дети! Садитесь на коврик и послушайте внимательно рассказ, который я вам сейчас прочитаю. (Чтение рассказа "Путешествие капельки")
- Что такое капелька? (Вода)
- Ребята, для чего нужна вода?

- Кому нужна вода? (Человеку, животным, растениям)
- А вы, хотите узнать какие приключения, секреты происходят с водой?
- Сегодня я хочу пригласить вас в научную лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория?

- Давайте сегодня мы с вами превратимся в ученых и будем раскрывать секреты воды. (Дети одевают "медицинские" шапочки)
- Прежде, чем приступить к работе, мы должны повторить правила, которые нужно соблюдать во время проведения опытов: быть внимательным, аккуратным; ничего не брать в руки и в рот без разрешения взрослого. (Дети рассаживаются за столами)

Опыт 1. Текучесть

- Перед вами стаканы с водой. Возьмите любой стакан с водой и медленно переливайте воду в другой стакан, а потом обратно. Что происходит с водой?
- Правильно, если бы это было не так, вода не смогла бы течь в реках, озерах, домашнем кране. Значит, вода - жидкость, она течет.

Опыт 2. Какой формы вода?

Достаю на стол: шар, куб, цилиндр и т.д.
- Дети, какой формы эти предметы?
- А имеет ли форму вода?

- Для этого возьмем колбу и наполним ее водой. А теперь перельем эту воду в перчатку, а затем в банку. Форма, которую принимает вода, постоянно меняется. Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того предмета, в который ее наливают. (вывешивается символ)

Опыт 3. Имеет ли вода вкус и запах?

- Возьмите стаканчик с красной пометкой (квадратиком), в нем кипяченная вода. Попробуйте ее на вкус, понюхайте.
Вывод: вода – это жидкость без вкуса и запаха. (вывешиваются символы)

- А теперь возьмите этот же стаканчик, добавьте в него ложку сахарного песка и размешайте. Попробуйте. Какой стала вода на вкус? (Сладкой, кристаллы сахара растворились)
- В стаканчик с голубой пометкой добавьте немного соли, размешайте. Намочите язычок. Какой стала вода на вкус? (вода стала соленой, соль растворилась)

- В стаканчик с желтой пометкой добавьте дольку лимона. Размешайте и попробуйте. (Вода стала кислой)
Вывод: вода может принимать вкус того вещества, которое в него добавляют.

Опыт 4. Имеет ли вода цвет?

- Возьмем 2 стакана: один с водой, а другой – с молоком. В каждый из стаканов бросим по цветному шарику. Что мы видим? (В воде шарик видно, а в молоке – нет)
Вывод: значит вода – прозрачная жидкость. (вывешивается символ)

Физминутка "Как приятно в речке плавать"

- А знаете ли вы, что прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочите кисточку в стакане с зеленой пометкой и окуните в гуашь. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды.
- Итак, вода - прозрачная жидкость, но ее можно покрасить.

- А сейчас перелейте цветную воду в один большой стакан (дети работают в парах). Какой цвет получился при смешивании: желтого и красного цветов (оранжевый), желтого и синего цветов (зеленый), красного и синего цветов (фиолетовый).

Опыт 5. Какая бывает вода?

- Кто знает, что это такое? Правильно, это термос. Кто сможет ответить, для чего люди используют термос?
- Я открываю крышку… Что вы видите? (пар)
- Подношу к горлышку зеркало. Посмотрите, что появилось на зеркале? (капельки воды)

- Откуда они взялись? (Пар остыл и осел на зеркале капельками воды)
- Пар, это тоже вода, но не простая, а газообразная. От большого нагревания вода превращается в пар.
- А сейчас закройте глаза и протяните мне свои ладошки. (Кладу по кусочку льда в каждую ладошку)

- Скажите, что это? Какой он? Подержите лед в своей ладошке. Что с ним происходит?
Вывод: лед – это тоже вода, только замороженная.
- Как можно получить лед? А что получится, если мы вынесем на улицу вашу цветную воду? (Цветной лед)

Подведение итогов

- С секретами какой жидкости мы сегодня познакомились? Назовите 3 состояния воды. (Жидкость, лед, пар)
- Давайте еще раз посмотрим на доску, где размещены символы воды и сделаем общий вывод о воде. (Вода не имеет формы, прозрачная, не имеет цвета, без запаха и вкуса)

- Мы сегодня с вами хорошо потрудились. У меня для вас приготовлены "волшебные" рисунки. Чтобы узнать, что на них изображено, нужно раскрасить их краской голубого цвета.
- Подойдите к столам и выполните задание. Покажите друг другу, что у вас получилось.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!