Подгрупповое логопедическое занятие с элементами познавательно-экспериментальной деятельности "Секреты хитрого лиса"

Цель: автоматизация звука "Р" на материале слов и словосочетаний.

Задачи:

  • совершенствовать умение использовать звук "Р" словах и словосочетаниях, согласовывать существительные с числительными;
  • уточнить знания детей о таком природном явлении, как ветер и приспособления для его измерения;
  • прививать любовь к природе.

Ход занятия

- Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
- А вы знаете, сегодня, на пути в детский сад я встретила хитрого лиса. Он очень хотел зайти к вам в гости, но постеснялся. А давайте его позовем, я думаю, он где-то неподалеку. (Дети зовут хитрого лиса)

- Что-то не приходит, может, не слышит. А давайте громко-громко порычим, может тогда он услышит. (Дети рычат Р-р-р. Появляется хитрый лис)
- Здравствуй, хитрый лис! Мы рады тебя видеть в нашем детском саду.

- Ребята, хитрый лис говорит, что вы так замечательно рычите, а вот у него так не получается. Он спрашивает, а что необходимо делать, чтобы научиться так же замечательно рычать, как вы? (Ответы детей)
- Да, для того, чтобы научиться рычать необходимо делать гимнастику для язычка. А давайте покажем хитрому лису, как это делается!

Дети вместе с логопедом присаживаются за стол и делают артикуляционные упражнения: "Лошадка", "Цирковая лошадка", "Грибок", "Гармошка" с одновременным выполнением кинезиологических упражнений: "Фонарики", "Колечко", "Цепочка".
- Хитрый лис говорит, что ему очень понравилась гимнастика для язычка, он обязательно будет делать ее у себя в лесу и научится так же хорошо рычать, как вы. А в благодарность, он тоже хочет вам кое-что показать. Посмотрим?

Дети подходят к столу, где по количеству детей стоят тарелки с водой, в которой находятся по несколько штук красных орбизов. (Гидрогель)
- Ребята, сейчас посмотрите в свою тарелочку с водой. Что вы в ней видите?
- А хитрый лис говорит, что в этих тарелочках есть что-то еще, вы просто этого не видите. Как вы думаете, он правду говорит или обманывает?

- А давайте проверим! Сейчас аккуратно выньте из своих тарелок все, что в них найдете и положите на тарелочки, стоящие рядом. (Дети вынимают из тарелок красные орбизы и бесцветные и кладут их на пустые тарелочки)
- Лис обманул нас или сказал нам правду? (Сказал правду)

- А что было в воде, чего мы не видели? (Бесцветные орбизы)
- А как вы думаете, почему мы их изначально не увидели (Ответы детей)
- Посмотрите, напротив каждого из вас лежат карточки с цифрами. Сейчас молча глазками посчитайте, сколько красных орбизов находится в ваших тарелочках, выберите карточку с соответствующей цифрой и положите рядом с вашей тарелочкой, перевернув ее так, чтобы цифру не было видно.

- А сейчас давайте проверим, правильно ли вы посчитали. (Каждый ребенок по очереди считает свои орбизы, помогая себе пальчиком и полностью проговаривая: один орбиз, два орбиза и т.д., посчитав, показывает карточку с цифрой остальным детям. Дети оценивают, правильно ли данный ребенок посчитал)
- Ребята, а хитрый лис говорит, что вокруг нас всегда есть что-то еще бесцветное, что мы не видим, но без чего ни люди, ни животные, ни даже растения жить не могут.
- Как вы думаете, что это? (Если дети не догадались, загадывается загадка)

Через нос проходит в грудь и обратный держит путь.
Он невидимый, и все же без него мы жить не можем.

- Да, правильно, это воздух. А почему мы без него не можем жить?
- А увидеть мы его действительно не можем? (Нет)
- А почувствовать?

- А давайте это проверим. Вдохните воздух через нос, поднимите руку ко рту ладонью вверх и выдохните на нее воздух через рот. Вы что-нибудь почувствовали? (Да, ветерок)
- А что такое ветерок? (Передвижение воздуха)
- Правильно, так можем мы почувствовать воздух? (Да)
- Ребята, а как вы думаете, может ли ветер двигать различные предметы? (Да)

- А давайте это проверим! (Дети усаживаются на стулья, каждому ребенку дается трубочка/дудочка с шариком и предлагается подуть в нее, предварительно проговаривается, что вдох делается через нос, а выдох через рот. При выдохе шарик двигается)
- Ну что, ребята, ветер может двигать предметы? (Да)

- Но шарики у нас маленькие и достаточно легкие. А вот большие, тяжелые предметы может? (Да)
- А из одного места в другое может переносить? (Да)
- А какой это должен быть ветер? (Сильный)

- А как такой ветер называется? (Ураган)
- Молодцы, ребята! Ну а пока мы с вами экспериментировали, хитрый лис принес мне какой-то мешок. Вы, случайно не знаете, что это такое? (Ветряной рукав)
- Вы такой уже где-то видели? (Да)

- А где? (На метеоплощадке)
- Для чего он нужен? (Чтобы измерять силу ветра)
- Как это делается? (Если дует ветер, то ветряной рукав колышется, и чем сильнее ветер, тем сильней)

- Посмотрите, в ветряном рукаве есть какие-то предметы? Как вы думаете, как они туда попали? (Занесло ветром)
- А давайте посмотрим, что это за предметы.

Каждый ребенок и логопед сначала пытаются определить по 1 предмету наощупь, затем вынимают его и называют (рыба, кружка, яблоко, топор).
- Название какого предмета отличается от остальных? (Яблоко, в нем нет звука Р, а в остальных есть. Если яблоко вытащил ребенок, то логопед отдает ему свой предмет, а яблоко забирает)

- Молодцы, ребята! А давайте определим место данного звука в каждом из этих слов.
На столе по количеству детей лежат схемы слова. Каждый ребенок кладет свой предмет на схему слова в зависимости от того, где находится звук Р в названии данного предмета. Если данный звук в начале слова, то в первый квадратик, если в середине – во второй, а если в конце - в третий.

- А сейчас давайте проверим, правильно ли вы сделали. Поменяйтесь друг с другом местами и проверьте, правильно ли определил место звука ваш друг.
- Хитрый лис говорит, что ему очень понравилось у вас в гостях, но ему уже пора возвращаться к себе в лес. А на прощанье он хочет подарить вам вот такие воздушные шарики со смайликами.

- Если вам понравилось, чем мы сегодня занимались, то возьмите улыбающийся смайлик, а если нет, то грустный. (Раздавая шарики, логопед интересуется у каждого ребенка, что ему понравилось больше всего)
- Ну а сейчас нам тоже уже пора возвращаться в группу. Давайте попрощаемся с хитрым лисом и нашими гостями.

Размер:
15.2 Kb
Скачали:
1