Конспект логопедического занятия "Автоматизация звука "С" в слогах, в словах со стечением согласных"

Индивидуальное коррекционное занятие для детей с дизартрией.

Цель: закрепление навыка правильного произношения звука [с] в слогах, словах со стечением.

Задачи:

образовательные:

  • закреплять артикуляцию произношение звука [с];
  • упражнять в правильном произношении звука [с] в слогах, словах со стечением;
  • закреплять умение определять наличие и место звука в слове;

коррекционно-развивающие:

  • закреплять правильного произношения звука [с] в прямых слогах в слогах со стечением согласных, развивать мимическую мускулатуру.
  • развивать общую моторику, мелкую моторику.
  • развивать фонематическое восприятие, память, внимание, мышление, интонационную выразительность.

воспитательные: воспитывать мотивацию к логопедическим занятиям.

Ход логопедического занятия

Организационный момент

Логопед: Здравствуй,Маша! Посмотри, кто-то нам прислал письмо. Давай его прочитаем.
Меня не растили,
Из снега слепили.
Вместо носа ловко
Вставили морковку.
Ты догадалась, от кого письмо? (Ответ ребенка)

Логопед: Да, правильно. Ты угадала! От снеговика.
- А вот и он сам, в окошко заглядывает и приглашает тебя на прогулку.

Релаксация 

Идем мы с тобой через лес, а там качаются деревья в лесу, когда дует тихий ветерок. 

Падают снежинки с деревьев на землю 

Упали снежинки на землю, ветер подул сильнее, и снежинки полетели по земле.

Ветер со снежинками играет, играет.
Снежинки крутит, догоняет. 

Наклоны головы влево – вправо. 

Поднять руки вверх, посмотреть на пальцы, плавно опускать руки, следя за ними глазами, в конце упражнения прижимать подбородок к груди.

Присесть, положить руки на пол, затем «шагать» пальчиками вперед.

Развитие общей моторики

Рано утром на полянке Веселятся две снежинки.

Левой ножкой: топ, топ!

Правой ножкой: топ, топ!

Руки вверх, вверх, вверх!

Кто поднимет выше всех?

Выполнение действий по тексту.

Развитие мелкой моторики «Снежок»

Раз, два, три, четыре,

Мы, с тобой снежок слепили.

Круглый, крепкий, очень гладкий.

И совсем-совсем не сладкий.

Загибают пальчики, начиная с большого.

Лепят, меняя положение ладоней.

Показывают круг, сжимают ладони вместе, гла­дят одной ладонью другую.

Грозят пальчиком.

Развитие мимических мышц

Мы умеем улыбаться,

Мы умеем удивляться,

Мы умеем сердиться,

Мы умеем огорчаться.

Выполнение действий по тексту.

Артикуляционные упражнения

Логопед: Ты знаешь "Сказку о Веселом Язычке". Расскажем ее снеговику. Выполняем упражнения вместе.
Выполнение ребенком артикуляционных упражнений

- Жил да был Веселый Язычок. А у тебя есть язычок? Покажи. У Веселого Язычка был домик. Домик очень интересный. Что это за домик? Догадался? Это рот. Вот какой интересный дом был у Веселого Язычка. Вышел он погулять и увидел забор. А мы умеем выполнять это упражнение. Покажем губами. Зубы видны. Я считаю 1,2,3,4.

"Забор"
Губы в улыбке, видны зубы. Удержать в таком положении на счет 3-4, напрягая губы.
Логопед: А рядом с заборчиком лежала трубочка (картинка). Покажем, как мы выполняем "Трубочку"

"Трубочка"
Губы вперед, на счет 3-4 (произносить звук [у]).
Логопед: А теперь выполним "Забор" и "Трубочка". 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

Из положения "Забор" (губы растянуты) перейти в положение "Трубочка" (губы вперед) произносить звуки [и-у] (5-10 раз выполнить переключения).

Упражнения для языка

Логопед: Решил Язычок погулять. Вот он увидел мостик (картинка). Захотелось Язычку выполнить упражнение "Мост". Покажем языком "Мост".
- А вот лежит лопатка (картинка). Решил наш Язычок покопать. Покажем упражнение "Лопата".

"Сделай язык широким": из положения "Забор" - "Окно" - "Мост" - "Лопата" - положить язык на нижнюю губу.
- Расшалился язычок. Пошлепаем его губами. (скажи: "па-па-па, пя-пя-пя")

"Наказать непослушный язычок" - губами шлепать по языку из положения "Лопата".
- А теперь его покусаем.

"Покусаем язычок": из положения "Забор" - "Окно" - "Мост" - "Лопата" - от кончика языка до середины покусываем выдвигаемый вперед язык.
- Устал Язычок играть и лег на мостик. Показываем языком "Мост".

"Мост" - язык лежит плоско на дне ротовой полости.
- Молодец, Язычок. Он сегодня старался. У него все упражнения получились отлично. Он правильно выполнил упражнения. Снеговику понравилась "Сказку о Веселом Язычке".

Голосовая гимнастика

Логопед: Посмотрите, на поляне звуковая дорожка для снежинок.
Пропевание гласных звуков "Звуковые дорожки" - а, у, о, у , э, и

Дыхательная гимнастика

- Маша. Подул ветер. Началась вьюга. Покажем.
Из положения "Забор" упражнение "У кого дальше улетит снежинка?"

- Дуем плавно, длительно, непрерывно вперед.
- Затем это же упражнение "У кого дальше улетит снежинка" из положения "Трубочка". (5 раз)

Основная часть

Логопед: Вспомним правильную артикуляцию звука "С" - любимую песенку снеговика.
Ребенок:
- Губы в улыбке не прикрывают зубы,
- Зубы сомкнуты или сближены,

Логопед: Язычок своим кончиком упирается в нижние передние зубы - резцы, воздух выдувается с силой и проходит через середину язычка до его кончика. На ладони, поднесенной ко рту, ощущается резкая холодная струя.
- Замечательно. Вспомнили.

Аудиозапись "Снег скрипит"

- Пройдись по снегу и послушай, как он скрипит. Делай шажок и произноси звук [с] в конце каждого моего слова: ле.., но.., пу.., ква.., пылесо.., абрико.., автобу.., анана... (Ребенок договаривает каждое слово звуком [с] и при этом делает шаг)

Логопед: Посмотри, как много снега! Давай поиграем в снежки. Слепи из снега снежок и брось его подальше: ас. (Ребенок делает комок из ваты, бросает его и повторяет за логопедом слог ас)
- Делай следующий снежок: ыс. (Аналогично обыгрываются слоги ос, ус, эс, ис)

- Похрусти снежком и послушай, о чем он нам расскажет.
Иско-иско-иско - зимой солнце низко.
Аска-аска-аска - вокруг из снега сказка.
Исто-исто-исто - снег все спрятал, чисто.
Ребенок повторяет за логопедом слоговые ряды, после чего логопед договаривает чистоговорку.

Логопед: Маша, Снеговик предлагает следующую игру. Посмотри, снег пошел, с неба снежинки падают. Попробуй их поймать, но лови снежинку только тогда, когда услышишь в слове звук [с].
Санки, шуба, вьюга, снег, коньки, зима...

Логопед: Посмотри, снега стало намного больше! Из него можно еще одного снеговика слепить.
Ребенок собирает разрезную картинку "Снеговик".

По ходу работу логопед задает вопросы:

  • Кого ты слепил? (снеговика)
  • Из чего ты слепил снеговика? (из снега)
  • Если снеговик из снега, значит, он какой? (Снежный)

- Снеговик решил с тобой поиграть. Он знает, что снег падает из тучки. Тебе нужно к каждой тучке подобрать снежинку так, чтобы картинки на обратной стороне подошли друг к другу, были парой.

Перед ребенком в два ряда лежат картинки: первый ряд - "тучки" - картинки одного комплекта, второй ряд - "снежинки" - картинки второго комплекта. Если пара не получится, картинки нужно положить на место и место это запомнить.

Пары: лиса - слон, кастрюля - сковорода, сыр - колбаса, свитер - сарафан, самосвал - пупс, автобус - самолет.
Пары составлены. Лиса около кого? Самосвал около .., сыр около ... и т.п. (Ребенок называет соответствующую картинку)

Логопед: А снег все идет и идет. И знакомые нам предметы превратились в большие сугробы. Посмотри внимательно, на что похожи эти сугробы?
Ребенок: На куст, на слона, на снеговика.
Логопед: А под каким из трех сугробов спрячутся эти предметы? Произнеси название картинки и определи, где находится звук: в начале, конце или середине слова?

(Картинки: санки, самолет, весы, миска, глобус, автобус). Спрячь картинку под нужный сугроб.
Ребенок выполняет.

Логопед: Какая странная снежинка к тебе прилетела. Какая она?
Ребенок: Грустная.
Логопед: Покажи, какая она грустная. Она грустная, потому что лучиков у нее мало, а ведь снежинка должна быть лучистая, узорная. Но чтобы появился лучик, нужно вспомнить снежное слово - слово, в котором снег прячется. Первый лучик у нас есть - это слово "снежинка". Давай продолжим.

Комок из снега ... (снежок). Девочка из снега ... (снегурочка)
Человечек из снега ... (снеговик). Баба из снега ... (снежная баба)

Цветок, первым появляющийся из-под снега ... (подснежник)

(На каждое слово ребенок выкладывает ниточки-лучики вокруг снежинки). Увидела снежинка, как много у нее лучиков, и удивилась.

Логопед: Покажи, как она удивилась. А потом весело улыбнулась. Покажи как. (Ребенок выполняет)

Итог занятия
Логопед: Наша прогулка подошла к концу, пора возвращаться. А снежинку можно взять с собой? А почему нельзя?
Ребенок: Она растает.

Логопед: Пусть она останется на улице, вместе со снеговиком. А развлекать их будет звук, который тебе сегодня помогал на занятии. Что это за звук?
Ребенок: С-с-с.
Логопед: Молодец Маша, хорошо сегодня занималась. Это тебе сюрприз от Снеговика.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!