Конспект индивидуального логопедического занятия с детьми 5-6 лет по автоматизации звука "Л" в слогах и словах

Конспект логопедического занятия с использованием элементов сенсорной интеграции по автоматизации звука "Л" в слогах и словах с детьми 5-6 лет со стертой формой псевдобульбарной дизартрии.

Цель: автоматизация звука "Л" в слогах и словах.

Задачи:

  • развивать артикуляционную моторику, фонематический слух, тактильные ощущения, зрительное восприятие;
  • формировать глубокий ротовой выдох, снять напряжение лицевых мышц;
  • автоматизировать звук "Л" в слогах;
  • закреплять навык модуляции голоса по силе.

Продолжительность занятия: 30 мин.

Оборудование: презентация, кисть для румян, маленький резиновый мячик с мягкими резиновыми шипами, раскраска с Лунтиком, крупные бусины из разных фактур (вязаная, пластмассовая, деревянная), леска, звуковая дорожка (помпоны), зашумленные картинки (лимон-лимоны, лист-листьяя, стол-столы, слон-слоны).

Ход занятия

Организационный этап

Логопед: Здравствуй. Сегодня к нам с тобой пришел в гости Лунтик.
- Лунтик пришел, чтобы попросить у нас помощи, Пиявка забрала у него бусы, написала список заданий, за каждое задание будет отдавать по 1 штучке.
- Нужно ему помочь собрать все бусинки.

Основной этап

- Итак, первое задание, которое придумала Пиявка - упражнения для язычка.

Заборчик
Подъезжает шофер,
Ну, а впереди – забор.
Тормозит и назад.
И так восемь раз подряд.

Окно
Открываем рот пошире,
Держим раз, два, три, четыре.
Если прыгает язык,
"А-а-а" поем, и он лежит!

Блинчик
Испекли блинов немножко,
Остудили на окошке,
Есть их будем со сметаной,
Пригласим к обеду маму.

Маляр
Подниму я язычок
И покрашу потолок,
Двигаться вперед-назад
Язычок наш очень рад!

- Молодец, ты хорошо справился. Пиявка нам отдала одну бусину, Лунтик, держи, только не потеряй, а мы продолжаем.

Формирование глубокого ротового выдоха

Логопед: Пиявка придумала еще одно задание, нужно на бусинку так подуть, чтобы она покатилась.
- Давай наберем воздух носом, только так, чтобы животик надулся, а выдыхай ртом - животик опускается, а губы при этом в трубочке, дуй длительно и с силой.

- Молодец, пиявка отдает нам еще одну бусинку.
- Лунтик, держи еще одну бусину. Теперь у Лунтика 2 бусины. Давай работать дальше.

Снятие напряжения лицевых мышц

Логопед: Пиявка хочет, чтобы мы помассировали свои щечки…

Поглаживание
Погладим щеки мы кистями (с мягким ворсом) -
Не забудем посчитать.
Раз, два, три, четыре, пять -
Щеки нужно согревать.

Растирание
(маленькими мячиками с мягкими шипами)
Щеки будем растирать -
Не забудем посчитать.
Раз, два, три, четыре, пять -
Щеки нужно согревать.

Разминание
Разминаем с вами щеки -
И считаем до пяти.
Раз, два, три, четыре, пять -

Щеки будем разминать.
Весело и дружно.
Раз, два, три, четыре, пять -
Постучим по ним опять.

Обязательно под счет.
Раз, два, три, четыре, пять -
Гладим щеки мы опять.

- Ура! Еще одна бусина у нас, забирай Лунтик.

Если будут гнойники, массаж запрещен. Также, при заболевании массаж не делается. Должны быть чистые руки и у ребенка и у логопеда, остриженные ногти. Ребенок должен смотреть на логопеда и на себя в зеркало, комментировать движения ребенка.

Развитие фонематического слуха

- Следующее задание от Пиявки будет такое: я буду называть тебе слова, а ты хлопай в ладоши, если услышишь звук Л в слове.
Лак, мак, стол, стоп, лай, воск, диван, окно, мел, стул, дом, лапа.

- Молодец! У нас есть еще одна бусина! Держи Лунтик.

Автоматизация звука "Л" в слогах

- Идем дальше, итак Пиявка дала нам слоговую дорожку.
- Нужно шагать по ней пальчиками и произносить слоги, первый слог тихо, второй громко: ал-ол, ол-ул, ул-эл, эл-ал, ла-ло, ло-лу, лу-лы, лы-ла. (по подражанию)
- Умничка! Вот еще одна бусина.

Развитие общей моторики

- Мы с тобой немного устали, нужно немного отдохнуть.

Ветер тихо клен качает,
Влево, вправо наклоняет.
Раз - наклон

И два наклон.
Зашумел листвою клен. (Руки подняты вверх, движения по тексту)

Развитие ритмической стороны речи

Логопед: Пиявка приготовила для меня схему хлопков, которые я буду отхлопывать для тебя, а ты послушай внимательно и повтори хлопки, за это пиявка отдаст еще одну бусину.

  • Хх-хХ
  • Хх-Хх-х
  • хХ-Хх

- Пиявка довольна твоей работой, поэтому отдает еще одну бусину.

Автоматизация звука "Л" в словах

- Пиявка приготовила для нас картинки. Нужно посмотреть на них и назвать, что на них изображено, например, один лимон-много лимонов. (зашумленные кртинки)

Картинки

Лимон - лимоны,
Листок - листы,
Стол - столы,
Слон - слоны.

Логопед: Какой ты молодец, Пиявка отдала нам все бусины. Лунтик очень рад, ведь он хочет подарить их Бабе Капе на день Рождения.

Заключительный этап

- Что тебе больше всего понравилось сегодня на занятии? (ребенок отвечает)
- С каким звуком мы работали? (звуком "л")
- Молодец! Вот и все, пора прощаться с Лунтиком.

Домашнее задание: раскрась Лунтика.

Раскраска "Лунтик"Раскраска "Лунтик"

Размер:
83.96 Kb
Скачали:
12