Конспект индивидуального логопедического занятия на тему "Автоматизация звука Л в начале слова"

Цель индивидуального логопедического занятия: автоматизация звука Л в начале слова.

Оборудование: зеркало, плакат с изображением космоса, карточка с изображением: ЛУНА, ЗЕМЛЯ, СОЛНЦЕ, САТУРН, картонная коробка с планетами, игрушка Лунтик, игрушка Луноход, ракета, карточки с рисунками на звук Л в начале слова.

Ход индивидуального логопедического занятия

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность ребенка

 

 

 

Развитие мышления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие речевого дыхания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Активизация мышц артикуляторного аппарата.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие мелкой моторики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автоматизация звука «Л» в начале слова

Развитие умения правильно употреблять имена существительные в роде, числе, падеже при включении их в предложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие простейших форм фонематического анализа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие внимания.

 

 

 

Развитие интонационной выразительности речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образование формы множественного числа имен существительных.

 

 

 

 

 

 

 

Развитие графомоторных навыков.

Организационный момент

- Здравствуй, Петя. Я очень рада видеть тебя в хорошем настроении.

Сегодня у нас будет необычное занятие. Мы совершим космическое путешествие. Как ты думаешь, куда мы с тобой полетим?

Отгадай загадку:

Леденцом висит она,

Звёздами окружена.

В темном небе всем видна

Эта круглая… (Луна)

- Правильно, Луна. Именно туда мы и полетим. (перед ребенком кладутся карточки с изображением СОЛНЦА, ЛУНЫ, САТУРНА)

- Петя, выбери из этих карточек ответ на нашу загадку и произнеси ещё раз вслух.

 

Прежде чем отправиться в космос, нам нужно пройти тренировку. Давай мы с тобой встанем, выпрямимся и сделаем дыхательные упражнения для космонавтов.

1. Воздух набираем через нос, плечи не поднимаем. Выдох через рот должен быть длительным, плавным. (Следим, чтобы не надувались щеки, на начальном этапе можно прижимать их ладонями)

Не напрягай мышцы в области шеи,

рук, груди, живота.

(Упражнения можно выполнять как в положении сидя, так и стоя. Повторяем 3 раза)

Садись  и приготовься к следующему упражнению.

2. В картонной коробке висят на нитках скрученные ватные шарики-планеты разных цветов. Один из шариков белого цвета - Луна.

- Петя, нам нужно сообщить Лунтику - жителю Луны, что мы скоро прилетим к нему в гости. Для этого нужно подуть на Луну так, чтобы она закачалась. Но, другие планеты не должны качаться.

- Вдыхаем через нос, дуем на «Луну», вытянув губы трубочкой, чтобы «Луна» закачалась. (Повтор 3 раза)

 

Молодец, Петя. Садись поудобней (следим за правильной осанкой ребёнка). Вот мы уже в космическом корабле. Осталось дождаться команды: «ПУСК!» и мы взлетим.      

- Ты рад этому?

- Давай улыбнемся вместе, покажем свою радость. Повторяй за мной...

 

Артикуляционная гимнастика

1. «Улыбочка»

Улыбнись, покажи сомкнутые зубки. Постарайся удержать губы в улыбке, пока я не досчитаю до 10 (повтор 3раза).

 

2. «Качели»

 Улыбнись, открой ротик. На счет «раз-два» поочередно упираешься язычком то в верхние, то в нижние зубки  (нижняя челюсть при этом неподвижна. Делаем 10 сек.)

 

3. «Маляр»

 Улыбнись, открой ротик. Широким кончиком языка погладь  небо от зубов к горлу (нижняя челюсть не должна двигаться. 10 сек). 

- Итак, пора взлетать! Начинаю обратный отсчет: 5, 4, 3, 2, 1 ПУСК!!!! (руки поднимаем вверх).

- Петя, ты слышишь, как наша ракета гудит?

 

4. «Самолет гудит»

- Приоткрой ротик, улыбнись и длительно произнеси звук Ы, протолкни кончик языка между верхними и нижними зубами. (Правильно удерживая язык в таком положении, как правило, слышится звук Л. Вызываем звук, близкий по акустическим признакам к звуку Л).

- Подошло время обедать. Давай представим, что мы едим клубничное варенье.

 

5. «Вкусное варенье»

Намазывай верхнюю губу вареньем. А теперь, приоткрой рот, широким языком облизывай верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз (10сек).

(Важно, чтобы работал только язык. Нижняя челюсть при этом остаётся неподвижной. Если у ребенка так не получается, придержите челюсть пальцем. Движения языка строго сверху вниз, а не из стороны в сторону. Язычок широкий и почти целиком закрывает верхнюю губу при облизывании)

- После еды необходимо почистить зубки. Для этого…

 

6. «Чистим верхние зубки»

- Улыбнись, приоткрой рот. Кончиком языка «почистим» верхние зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо и влево.

- Ну вот мы уже и подлетаем к Луне. Перед выходом из ракеты нужно размяться.

 

Физкультминутка «Космос»

Один, два, три, четыре, пять, (ходьба на месте)

В космос мы летим опять. (соединить руки над головой)

Отрываюсь от Земли, (подпрыгнуть)

долетаю до Луны. (руки в стороны, покружиться)

На орбите повисим, (покачать руками вперёд-назад)

И опять домой спешим. (ходьба на месте)

(После зарядки ребенок садится на стульчик)

- Смотри, как Лунтику понравилась твоя песенка (хлопаем в ладошки).

- Как ты думаешь, на чём передвигается Лунтик по Луне?

- Давай мы пальчиками покажем, как ходит у нас луноход.

 

Пальчиковая гимнастика (проговаривает только учитель)

"Луноход"
Посмотрите, луноход

По Луне легко идёт.

Он шагает очень важно,

В нём сидит герой отважный.

Раз, два, три, четыре, пять

Повторяем мы опять.

(Ребёнок ставит на стол подушечки пальцев обеих рук, переносит на руки часть веса, а затем как бы шагает по очереди правой и левой рукой).

 

- Петя, Лунтик завет тебя поиграть. Для этого нужно встать и подойти к стеночке. Лунтик тебе будет задавать вопросы, а ты на каждый правильный ответ делаешь шаг вперёд.

- У кошки не ноги, а мягкие (что)….

- Мама красит ногти (чем) …

- Суп едят (чем) … 

- Лыжник идет на (на чём) …

- И-ГО-ГО кричит …

- На дорогах после дождя остаются (что) …

 

Правильно. Молодец!

- Присаживайся.

 

Следующая игра называется «Узнай меня»

Хлопни в ладошки, когда услышишь в слове звук Л.

Лампа, огонь, зима, лук, окно, лодка, лыжи, сок, слон, море, лось, рот, лоб.

 

 

- Молодец, сейчас мы с тобой будем определять место звука «Л» в словах. Посмотри на планеты на столе. Они находятся рядом, одна за другой. Покажи, на какую планету полетит ракета, если ты услышишь «Л» в начале слова? А если услышишь «Л» в середине слова»? А на последнюю планету ракета когда полетит? (Перед ребенком на стол выкладываются карточка на которой изображён космос с тремя планетами).

Лапы, молоко, лось, пол, лоб, лыжи, волосы, сила, луноход.

- Молодец! Ты справился с этой задачей.

 

 Мы весело провели время с Лунтиком, но чтобы вернуться домой, нужно выполнить ещё одно задание.

- Посмотри на эти карточки, Лунтик их все перемешал, нужно выбрать те картинки, где изображены предметы, которые начинаются со звука Л (перед ребёнком на столе разложены карточки с различными рисунками).

- Правильно. Какая картинка тебе больше понравилась?

Произнеси шёпотом………

Произнеси тихим голосом……….

Произнеси с удивлением……

Произнеси вопросительно (можно помочь ребёнку, затем он повторит)

А теперь с радостью, громко…

 

- Вот теперь мы можем вернуться на свою планету Земля. Скажем Лунтику: «До свидания!»

Садись поудобнее (проверяем осанку ребёнка).

Делаем правильно вдох-выдох (дыхательное упражнение)-3 раза

 

По команде ПУСК!!! Поднимись и потяни ручки вверх.

Даю обратный отчет: 5,4,3,2,1   ПУСК!!!!! Ура, взлетели! 

 

- Посмотри в иллюминатор: Солнце очень ярко нам светит своими лучами. Давай  посчитаем, сколько лучей…

 

Пока мы летим, назови мне те слова, которые тебе больше всего понравились.

- Какие слова для тебя были самыми трудными?

Какие слова для тебя были новыми?

С какой картинкой тебе больше понравилось работать?

 

- Ну вот мы уже и дома! Понравилось тебе путешествие? Давай для мамы ты заштрихуешьизображение ракеты, на которой мы летали на Луну. Петя, штрихуй сверху вниз.

 Отлично! Мы хорошо сегодня позанимались! Ты, Петя, заслужил медаль! (вручается медаль «Лучшему космонавту») 

- Здравствуйте, Мария Ивановна!

 

 

- Луна

 

Петя выбрал карточку и назвал:

- Луна 

 

Ребенок встаёт,

Выполняет дыхательное упражнение.

 

 

 

 

 

 

Петя садится на стульчик

 

 

 

Петя выполняет дыхательное упражнение

 

 

 

 

 

 

 

- Да

 

Петя улыбается

 

 

Ребенок выполняет упр. 

 

 

 

 

 

- Да.

 

 

Ребенок выполняет упр.

 

 

 

 

 

Ребёнок выполняет упр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребенок выполняет с  логопедом упражнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребенок выполняет физкультминутку.

 

 

Петя садится на стульчик.

 

 

-На луноходе.

 

 

 

 

 

 

Ребенок шагает пальчиками по столу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лапки

 

Лаком

 

-Ложкой

 

- На лыжах

 

Лошадка

 

Лужи

 

 

 

 

Хлопает в ладоши на словах: лампа, лук, лодка, лыжи, слон, лось, лоб.

 

 

 

 

Ребенок переставляет ракету по планетам. 

 

 

 

 

 

 

Ребенок выбирает нужные карточки и называет их.

 

Ребёнок указывает на картинку.

Произносит: шёпотом.

Тихим голосом.

С удивлением.

Вопросительно.

Восклицательно.

 

- До свидания!

Ребенок делает вдох носом, выдох - ртом (3 раза)

Ребёнок подскакивает со стула и поднимает руки вверх. Затем садится вновь.

 

 

- Один луч, два луча, три луча, четыре луча, пять лучей.

Ребёнок отвечает на вопросы… 

 

 

 

 

- Да.

Ребёнок штрихует рисунки.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!