Конспект индивидуального занятия "Автоматизация звука [л] в слогах, словах и предложениях"

Занятие рассчитано на ребенка 5 лет, имеющего полиморфную дислалию.

Этап коррекционной работы: автоматизация звука.

Цель: закрепление правильного произношения звука [л] в слогах, словах и предложениях.

Предполагаемый результат: ребенок научится правильно произносить звук [л] в слогах, словах и предложениях.

Продолжительность занятия: 20 минут.

Ресурсы: аудиозапись, картинки-символы артикуляционных упражнений, синий квадратик с колокольчиком, домик со схематичным изображением позиции звука; предметные картинки: изображение планеты Земля, девочки Милы, мальчика Володи, инопланетянина Уфика и др.

Ход занятия

Вводный этап

Приветствие. Звучит космическая музыка.
Логопед: Ты слышишь эту музыку?
- Мы слышим необычную музыку, потому что сегодня к нам на занятие прилетит гость с космической планеты.
- У нас в гостях Уфик.

Психогимнастика

- Уфик оказался на планете Земля, изобразите его удивление.
- Изобразим испуганных людей, оказавшихся рядом с космическим кораблем.
- Уфик увидел елочку и говорит:

- евка, евка, евочка, ковкая иговочка.
- Правильно Уфик говорит? Определи какой звук инопланетянин произносит неправильно. (Уфик неправильно произносит звук [л])

- Научим Уфика правильно произносить звук [л]? (да)
- Сели правильно. Руки на коленях, спинка ровная, ножки вместе на полу.

Основной этап

Артикуляционная гимнастика

Упражнения выполняются перед зеркалом с опорой на картинки-символы под музыку.
"Улыбка", "Заборчик", "Лопаточка", "Иголочка", "Чашечка", "Почистим зубки", "Парус", "Качели", "Часики", "Болтушка".

Ребенок выполняет перед зеркалом комплекс артикуляционной гимнастики с упражнениями "Биоэнергопластики"

Игра "Опиши звук"

Учитель-логопед уточняет, как правильно произносится звук [л].
- Рот открыт или приоткрыт? (приоткрыт)
- Что губы делают? (Губки слегка в улыбке)

- Где должен быть кончик языка вверху или внизу? (Кончик язычка за верхними зубами)
- Кончик языка упирается в верхние зубки.
- Горлышко работает?

- Воздух проходит по краям языка или по середине языка? (Ветерок идёт по краям языка)
- Правильно, знаешь артикуляцию звука [л].
- А теперь вспомним характеристику звука [л].

- Какой это звук - гласный или согласный?
- Как проверить, звонкий он или глухой? Твердый или мягкий? (Звук [л] - согласный, звонкий, твёрдый звук)

Закрепить умение произносить звук [л] изолированно.

Фонетическое упражнение "Космический корабль летит"

Нужно вести пальчиком по звуковой дорожке, произнося "л-л-л" несколько раз со сменой силы голоса.
- Уфик летел к нам на космическом корабле.

Учитель-логопед: Л-Л-Л.
Ребенок проводит пальчиком по звуковой дорожке, произнося отчетливо звук: Л-Л-Л с постепенным усилением и ослаблением голоса.

Закрепить умение произносить звук [л] в слогах. Развивать голосовую модуляцию, моторику и координацию движений.

Упражнение "Выполни инструкцию"

- Произнеси слоги с разной интонацией.
- Ла-ла-ла! (здороваются радостно)
- Ло-ло-ло? (спрашивают друг у друга, как идут дела)

- Лу-лу-лу. (рассказывают о своих делах)
- Лэ-лэ-лэ?
- Лы-лы-лы!

Ребенок произносит слоги и одновременно ведет левым и правым указательными пальчиками по слоговому ряду.

Закрепить умение произносить звук [л] в словах. Формирование пространственных ориентировок и зрительно-моторных координаций. Развитие работоспособности, переключаемости, самостоятельности.

Игра "Игровые квадратики"

Эта игра полифункциональна. Ребенку предлагается выбрать направления "движения".

Слева-направо, как книжка.
Сверху-вниз, как дождик.
Снизу-вверх, как растут деревья.

Наискосок в четырех вариантах: с нижнего левого угла, с нижнего правого угла, с верхнего правого угла, с верхнего левого угла.
Змейкой. Врассыпную, как снежинки. С пропуском одного, двух слов в любом вышеназванном направлении.

Ребенок выбирает направления "движения" (проявляет инициативу), затем произносит слова слева-направо: белка, булка, волк, футболка, пчелка.
Сверху-вниз: белка, волк, пчелка, футболка, булка, белка.
Ребенок показывает пальчиком картинки на игровом поле.

Упражнять в согласовании существительных с числительными 1, 2, 5.

Игра "Посчитай"

Учитель-логопед предлагает посчитать.
Пример: Одна булка, две булки, пять булок.

Ребенок считает:
- Одна белка, две белки, пять белок.
- Один волк, два волка, пять волков.

- Одна футболка, две футболки, пять футболок.
- Одна пчелка, две пчелки, пять пчелок.

Упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных.

Игра "Большой-маленький"

Учитель-логопед: Уфик любит играть, он придумал игру: из больших предметов делать маленькие.
- Футболка - ..., игла - ..., фиалка - ..., булка - ..., пчела - ..., белка - ...

Ребенок называет большой предмет, затем маленький.

  • футболка - футболочка
  • игла - иголочка
  • фиалка - фиалочка
  • булка - булочка
  • пчела - пчелочка
  • белка - белочка

Упражнять в образовании множественного числа имен существительных. Развивать координацию речи с общей и мелкой моторикой.

Игра с нейромячиком "Один-много"

Логопед: Я назову один предмет, а ты много: лотос, молния, клоун, желудь, ластик, мелодия, полынь, игла, пилот, пчела, пенал, блузка, каблук.
Педагог проговаривает и отбивает слова мячом. Ребенок называет предметы во множественном числе и отбивает слово мячом. (Лотосы, молнии, клоуны, желуди, ластики, мелодии, полыни, иглы, пилоты, пчелы, пеналы, блузки, каблуки)

Развивать навыки аналитико-синтетической деятельности через упражнения на выделение звука [л] в начале, в конце и середине слова.

Игра "Найди место звука"

- Посмотри на картинку. Что это? (лодка)
- В какой части слова слышится звук [л]? (в начале слова)

- Что это? В какой части слова слышится звук [л]? (Это пенал. Звук [л] слышится в конце слова)
- Кто это? В какой части слова слышится звук [л]? (Колобок. Звук [л] слышится в середине слова)

Упражнять в правильном произношении звука [л] в предложении.

Игра "Придумай предложения"

- Придумай предложения с помощью картинок.
Картинки: девочка Мила, дятел, кукла, салат, булочка, мел, мальчик Володя, мыло, лопата, велосипед.

Ребенок выбирает подходящую картинку, затем составляет предложение.
Мила кушает вкусную булочку. Володя катается на велосипеде.

Обобщающий этап

- Ты сегодня помогал Уфику. А какой звук мы правильно проговаривали на занятии? (Звук [л])
- Сможет повторить скороговорку? (Ёлка, ёлка, ёлочка, колкая иголочка)

Заключительный этап

- Уфик благодарит тебя, прощается и дарит наклейку солнышко за отличную работу.
Ребенок получает наклейку солнышко, благодарит Уфика и прощается.

Размер:
18.89 Kb
Скачали:
2