Цель: автоматизация звука [Л] изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях.
Задачи:
Оборудование: игрушки (лось, белка, волк), карточки с артикуляционной гимнастикой, зеркала, разрезные картинки в конвертах, нейротетради, звуковичок, карточки с изображением следов животных и др.
Звучит музыка "Звуки леса". Логопед и дети подходят из комнаты слышаться звуки леса. Логопед говорит шепотом, медленно.
- Дети, что вы слышите? (Птицы поют, шум листвы, ветра)
Логопед вместе с детьми медленно передвигается к центру комнаты.
- Где можно услышать эти звуки? (в лесу)
- Какие правила нужно соблюдать, когда находишься в лесу? (вести себя тихо, не кричать, не бегать, ходить всем вместе друг за другом что бы ни потеряться)
- Какая полянка! А на полянке нас ждет звуковичек. Он будет нам помогать выполнять гимнастику для язычка.
- Предлагаю вам присесть за столы. Выполняем гимнастику для язычка. (картинки для артикуляционной гимнастики: "Заборчик", "Лопаточка", "Чашечка", "Иголочка")
- А теперь давайте отправимся с вами в путь! Посмотрите как красиво в лесу!
- Ой, а здесь проходили какие животные. Здесь так много следов.
- Чьи же они? Кто же проходил по тропинке в лесу? (Белка, волк, лось)
- Ребята, а какие это животные? (дикие)
- Какой общий звук встречается в названии этих животных? (Звук "Л")
- Предлагаю вам охарактеризовать этот звук? (губы улыбаются, кончик языка вверху)
- Воздушная струя теплая? Согласный или гласный? (согласный)
- Звонкий или глухой? (звонкий)
- Твердый или мягкий? (твердый)
- Молодцы! Дети, я предлагаю вам отправится в лес по следам.
- Право выбора за вами. Ребята вам было бы интересно встретиться с животными? (Да!)
- Тогда отправимся в лес по следам. Старайтесь ступать след в след что бы ни сбиться с пути. Следы привели нас к ели, кто же спрятался за ней?
С веточки на веточку
Прыгает, резвится
Ловкая проворная, а не птица? (Белка. Рассказать если дети не отгадают силуэт следов)
- По чьим следам пойдем? (по беличьим)
- Давайте расскажем, какая белка? Какого она цвета?
- Какая у нее шерсть? Как называются ее детки?
- Где живет белка? (в дупле)
- Белочка, предлагает нам поиграть в игру?
Игра "Поймай звук"
- Я буду говорить в слова в названии которых есть звук "Л", если этот звук есть то нужно присесть, а если нет то хлопнуть. (Слова: ручей, медведь, облако, лужа)
- Белочка, немного устала и хочет отдохнуть и предлагает присесть на полянку и размять наши пальчики. На столе лежат нейротетради.
- Проговариваем слоги и сменяем пальцы на руках.
- Ла-ло-лу-лы, сначала одной рукой потом другой. Потом обеими руками.
- По следующим, чьим следам пойдем? (по лосиным)
Трав копытами касаясь
Ходит по лесу красавец
Ходит смело и легко
Рога раскинув широко. (Лось. Рассказать если дети не отгадают следы)
- Идем след в след что бы не потеряться. Давайте расскажем, какой лось?
- Какого он цвета? Какая у него шерсть?
- Как называются его детки? Где живет лось? (в лесу)
- Дети, лось предлагает вам поиграть.
Игра "Чудесный мешочек"
На столе стоят три корзины, на них наклеена схема звука с кружками, где стоит звук "Л" в начале, середине, и конце слова. Дети достают из мешочка игрушку со звуком и кладут в соответствующую корзину. (щегол, пчела, клубника, орел, дятел, желудь)
- Ребята, лось говорит вам "спасибо" за игру.
- Чьи следы у нас остались?
Его серым называют,
В сказках глупым все считают
Но услышишь пасти щелк -
Будь осторожен это ... (волк)
- Давайте расскажем, какой волк?
- Какого он цвета? Какая у него шерсть?
- Как называют его деток? Где домик у волка? (в логове)
- Волк тоже предлагает нам поиграть в игру. Вам нужно разделиться на две команды. И каждой команде нужно собрать животных, но части тела перепутаны.
У волка волчий хвост
У волка волчьи лапы
У волка волчьи уши
У лося лосиные рога
У лося лосиные копыта
У волка волчьи уши
У волка волчий хвост
У волка волчьи лапы
- Ребята, какой звук мы с вами сегодня учились говорить? (Звук "Л")
- Здания какого животного вам понравились больше всего?
- Звуковичек приготовил для вас подарки. (Достаю конверты с графическим диктантом, предлагаю вам открыть конверты в группе)