Цель логопедического занятия - создание условий для четкой автоматизации звука [Р].
Задачи:
Оборудование: интерактивный попугай, песочница, практический материал для игр с песком, зеркало, речевой материал, раскраски.
- Я рада тебя видеть! Давай подарим друг другу улыбку.
Характеристика звука [Р]
- Догадайся, про какой звук я говорю?
- Рот открыт, кончик языка касается бугорков за верхними зубами. Боковые края языка прижаты к коренным зубам.
- Под напором выдыхаемого холодного воздуха кончик языка дрожит. Голос есть. (Показ профиля (схемы) звука Р)
На интерактивном попугае включается запись голоса в тексте, который произносит попугай в словах нет звука Р
- Здваствуй, двуг! Меня зовут попугай Вома! Я потерял очень важный звук, который похож на мотор, и теперь меня никто не понимает!
Педагог задает вопрос ребенку: Как ты думаешь какой звук потерял попугай?
- Помоги попугаю Роберту найти Р и он сможет снова хорошо говорить.
- Как мы будем помогать Роберту?
Логопед подводит ребенка к песочнице.
- Я знаю, что песок имеет магическую силу, и может помочь нам найти пропавшую Р.
- Ты согласен отправиться в путешествие в песочницу, чтобы помочь Роберту?
- Мы знаем, что песок имеет магическую силу, и может помочь нам найти пропавший звук Р.
- Ты готов отправиться в песочную страну, чтобы помочь Попугаю Роберту? Тогда в путь.
(перед зеркалом)
Артикуляционная гимнастика с использованием песка.
"Бегемотик", "Маляр", "Дятел"
Акустико-артикуляционный образ звука.
Запись на диктофон. "Расскажи Роберту про звук "Р"
Игровая ситуация: Услышишь звук Р спрячь руки в песок. (глаза закрыть)
Выделение звука Р из звуко, слого, словоряда.
Закрепление зрительного образа буквы Р.
- В какие буквы можно превратить Р?
Закрепление Р в слогах.
"Попади в цель", автоматизация слогов ра-ро-ру-ры-рэ.
Закрепление Р в словах.
"Сложи по коробкам"
Закрепление Р в предложениях
- Роберт у нас загрустил, давай ему загадаем загадки.
- Выбери сам фигурки и расставь их на песке. На песок выставляются предметы со звуком р в начале и середине слова.
- Что находится между коровой и розой? и.т.д.
- Отвечай полным предложением.
Закрепление произнесения звука Р в скороговорке "Рая и Рома рыли ров"
- Давай рисовать круг пальцами обеих рук и одновременно рисуя, произносить скороговорку". (2-3 повторения)
- Ну вот, мы с тобой и закончили наше путешествие в песочницу.
- Что мы сегодня делали на занятии? Как ты считаешь ты сегодня справился со всеми заданиями?
- Надеюсь ты научил попугая Роберта говорить Р.
Ребенку предлагается на диктофон (в попугае) произнести выученную скороговорку. Попугай повторяет. Ребенок слышит свою правильную речь.