Цель: познакомить детей старшей группы (5-6 лет) с понятием "Луговые цветы".
Задачи:
Активизация словаря: садовые, лесные цветы, луговые цветы, лепестки и др.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в книгах, наблюдения на прогулке.
Оборудование: презентация, телевизор, картинки демонстрационные и раздаточные по количеству детей.
Игра "Назови одним словом"
Логопед: Послушайте ряд слов. Как можно назвать их одним словом?
Ромашка, роза, колокольчик, астра, фиалка. (Цветы)
- Сегодня мы с вами превратимся в цветоводов и будем изучать цветы и совершить небольшое путешествие.
- Наше путешествие началось. Для начала послушайте мой рассказ.
Рассказ логопеда с использованием презентации или иллюстраций
Цветы растут в разных местах, отсюда и их названия: садовые, лесные, луговые.
Садовые цветы – это цветы, которые люди выращивают в саду, ухаживают за ними и оберегают. Это розы, астры, гладиолусы, пионы и многие другие. Садовые цветы выращивают для красоты, для продажи.
Лесные цветы мы с вами можем встретить в лесу. Многие из них вы хорошо знаете – это подснежники, ландыши, фиалки, а также это – зверобой, купальница, недотрога. Среди лесных цветов также встречаются лекарственные, а еще – ядовитые.
Луговые цветы – это цветы, которые мы можем увидеть на лугу. За ними никто не ухаживает, они сами приспосабливаются к окружающей среде и природным явлениям. Это - ромашки, маки, лютики, клевер и другие. Среди них встречается много лекарственных - это, например, василек, ромашка, колокольчик.
- Нужно помнить, что не следует срывать любые цветы – ими приятно любоваться в природе!
- Для продолжения нашего путешествия я приглашаю вас на луг выполнить артикуляционную гимнастику. Встать нужно возле любой травинки.
Артикуляционная гимнастика с движениями и под музыку
- А теперь каждый из вас в траве найдет цветок. Его нужно рассмотреть и сесть на свои места за столом.
- Напомните мне, пожалуйста, если мы нашли цветы на лугу они как называются одним словом.
- Вот сейчас мы и будем знакомиться с ними.
- Кто знает как называется этот цветок? (ответы детей)
- У кого такой цветок, встаньте, пожалуйста.
- Посчитайте сколько слогов в названии этого цветка. (то же упражнение с другими цветами и детьми)
Рассматривание схемы-картинки
- Посмотрите, у каждого цветка есть – корень, стебель, листья, лепестки. Давайте назовем части цветка ласково.
Наши чудные цветы,
Распускают лепестки. (закрывают лепестки)
Ветерок чуть дышит, (головой качают)
Лепестки колышит. (тихо засыпают)
Игра "Какого цветка не стало?"
(повторить игру 3 раза)
Вот насекомые – всем нам знакомые!
Летом везде, куда ты ни пойдешь,
Ты их заметишь, увидишь, найдешь.
Игра "Насекомые"
- Назовите насекомых.
- А у меня бабочка. Посмотрите, бабочка на маке. Посадите свое насекомое на цветок и составьте предложение.
- А теперь у меня бабочка над маком. Поместите свое насекомое так же и расскажите.
- А теперь бабочка за маком. Где ваше насекомое?
- А теперь вы самостоятельно расположите свое насекомое и расскажите, где оно находится.
Развитие мимической мускулатуры
А теперь цветочки радуются солнышку, (радость)
Улыбаются ему, (веселье)
Вдруг набежала тучка (грусть)
Рассердились цветы на тучку! (рассердились)
Тучка убежала. (радость)
Самомассаж "Бегемотики"
- Возвращаемся на наш луг и выполним наше любимое упражнение "Бегемотики".
- Скажите, что вам больше всего понравилось в нашем путешествии.
- И на память о путешествии предлагаю закрасить контуры картинок цветов и насекомых.
Раскрашивание цветными карандашами "Цветы"