Занятие по развитию речи и обучению грамоте в старшей логопедической группе "Звуки У-А"

Цели и задачи:

  • учить детей давать сравнительную характеристику звукам У и А, подбирать слова и картинки на эти звуки;
  • закрепить понятие "слово", "гласный звук";
  • развивать фонематический слух;
  • закрепить понятие о месте звука в слове – звук в начале слова;
  • развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику, просодику;
  • тренироваться в выделении звука из состава слогов, слов (ударный звук в начале);
  • воспитывать у детей усидчивость и умение обращаться с раздаточным материалом.

Оборудование: зеркала; предметные картинки на звуки А, У; карточки-символы звуков А,У; схема для характеристики звуков; цветные фишки для ЗБА; счетные палочки.

Ход образовательной деятельности

Организационный момент

Игра "Кто больше"

Дети делятся на 2 команды, первая команда называет слова на звук У, вторая – на звук А. Соревнования заканчиваются, когда у одной из команд закончатся слова.

Развитие общей моторики

"Яблоня"

В саду фруктовом яблоня, (машут руками над головой)
Посажена была. ("сажают" яблоню)
Она цветами белыми (Руки подняты вверх, ладони изображают нераскрытый цветок)
Весною расцвела. ("цветок" распускается)

Следил наш старый дедушка
Известный садовод (Изображают дедушку с палочкой)
Чтоб наливала яблоня (машут руками над головой)
Румяный сладкий плод. (пощипывают щеки)

Развитие мелкой моторики

"Апельсин"

Мы делили апельсин. (изображают апельсин – пальчики в кулаке)
Много нас, (руки согнуты в локтях, шевелят пальцами)
А он – один. (Пальцы сжаты в кулак, кроме указательного)

Эта долька – для ежа!
Эта долька – для чижа!
Эта долька – для утят!

Эта долька – для котят!
Эта долька – для бобра!
А для волка кожура! (загибают пальцы в такт стиху)

Он сердит на нас – беда! (сжимают и разжимают пальцы обеих рук)
Разбегайтесь кто куда… (пальцы растопырены)

Массаж лица

Знакомство с основными массажными движениями. Дети выполняют массаж лица перед зеркалом. Сначала - поглаживание. Затем - пощипывающие движения.

Вышли пальчики гулять (от середины лба к вискам)
Стали яблоки срывать (вокруг круговых мышц глаз от переносицы к вискам)
Что за чудная картинка: (по мышцам щек от крыльев носа к вискам)
Стала полною корзинка. (от середины подбородка к ушам)

Массаж заканчивается поглаживанием.

Развитие мимических мышц

- На прошлом занятии мы "пробовали" овощи на вкус. А сегодня давайте "попробуем" фрукты.

  • сладкий виноград;
  • кислый лимон;
  • ароматная груша.
  • вдруг вам попалось червивое яблоко! (Дети передают эмоциональное состояние)

Артикуляционная гимнастика

  • "Окошко" закрывается и открывается.
  • Поцелуй.
  • Лопаточка.
  • Удержать Лопаточку под счет до 7.

Развитие дыхания и голоса

Плавно развести руки в стороны и произнести протяжно А --------.
Затем прямые руки соединить перед грудью и произнести У -------.
Резко развести руки и коротко произнести А.
Соединить руки и коротко произнести У.

- Мы уже познакомились со звуками А и У, сегодня мы будем учиться их различать.

Акустико-артикуляционный образ звуков

Дети произносят звуки, затем сравнивают, чем они похожи и чем отличаются.

  1. Сходство – гласные.
  2. Отличие – артикуляция.

Игра на развитие фонематического слуха "Поймай звук"

Из ряда звуков: на звук А – хлопать в ладоши, на звук У – топать ногами.

Физкультминутка

Выполнять движения по тексту.

Каждый день по утрам
Делаем зарядку.
Очень нравится нам
Делать по порядку:

Весело шагать,
Весело шагать,
Прыгать и скакать,
Прыгать и скакать.

Закрепление звуков в слогах

Выделение начальных звуков АП, УП, АН, УН, УМ, АМ.
- Сколько звуков вы слышите? (2)
- Какой первый звук? (ответы детей)

Закрепление звуков в словах

Дети называют картинки на звуки А, У, выставленные на доске. После этого поочередно выходят, берут понравившуюся картинку и определяют первый звук в ее названии.
Если ребенок ответил правильно – он забирает картинку к себе на место.

Закрепление звуков в предложениях

Составление предложений со словами – названиями картинок.

- У меня красивая астра!
- У меня улей!
- У меня улитка!
- У меня вкусный арбуз!

Закрепление звуков в тексте

Повторение за логопедом:

Ан-ан-ан-ан – в кухне течет кран.
Ух-ух-ух-ух – ходит по двору петух.
Ка-ка-ка-ка – дам котятам молока.
Ку-ку-ку-ку – сидит сорока на суку.

Итог занятия

- Какие звуки учились различать?
- В чем их сходство?
- В чем различите?

Оценка работы детей и домашнее задание

Составить схемы звукосочетаний АУ, УА, подобрать картинки к этим звукосочетаниям. (Ау – так кричат в лесу, Уа – так кричит младенец)

Размер:
39.82 Kb
Скачали:
17