Цели и задачи:
Оборудование: зеркала; предметные картинки на звуки А, У; карточки-символы звуков А,У; схема для характеристики звуков; цветные фишки для ЗБА; счетные палочки.
Игра "Кто больше"
Дети делятся на 2 команды, первая команда называет слова на звук У, вторая – на звук А. Соревнования заканчиваются, когда у одной из команд закончатся слова.
"Яблоня"
В саду фруктовом яблоня, (машут руками над головой)
Посажена была. ("сажают" яблоню)
Она цветами белыми (Руки подняты вверх, ладони изображают нераскрытый цветок)
Весною расцвела. ("цветок" распускается)
Следил наш старый дедушка
Известный садовод (Изображают дедушку с палочкой)
Чтоб наливала яблоня (машут руками над головой)
Румяный сладкий плод. (пощипывают щеки)
"Апельсин"
Мы делили апельсин. (изображают апельсин – пальчики в кулаке)
Много нас, (руки согнуты в локтях, шевелят пальцами)
А он – один. (Пальцы сжаты в кулак, кроме указательного)
Эта долька – для ежа!
Эта долька – для чижа!
Эта долька – для утят!
Эта долька – для котят!
Эта долька – для бобра!
А для волка кожура! (загибают пальцы в такт стиху)
Он сердит на нас – беда! (сжимают и разжимают пальцы обеих рук)
Разбегайтесь кто куда… (пальцы растопырены)
Знакомство с основными массажными движениями. Дети выполняют массаж лица перед зеркалом. Сначала - поглаживание. Затем - пощипывающие движения.
Вышли пальчики гулять (от середины лба к вискам)
Стали яблоки срывать (вокруг круговых мышц глаз от переносицы к вискам)
Что за чудная картинка: (по мышцам щек от крыльев носа к вискам)
Стала полною корзинка. (от середины подбородка к ушам)
Массаж заканчивается поглаживанием.
- На прошлом занятии мы "пробовали" овощи на вкус. А сегодня давайте "попробуем" фрукты.
Плавно развести руки в стороны и произнести протяжно А --------.
Затем прямые руки соединить перед грудью и произнести У -------.
Резко развести руки и коротко произнести А.
Соединить руки и коротко произнести У.
- Мы уже познакомились со звуками А и У, сегодня мы будем учиться их различать.
Дети произносят звуки, затем сравнивают, чем они похожи и чем отличаются.
Игра на развитие фонематического слуха "Поймай звук"
Из ряда звуков: на звук А – хлопать в ладоши, на звук У – топать ногами.
Выполнять движения по тексту.
Каждый день по утрам
Делаем зарядку.
Очень нравится нам
Делать по порядку:
Весело шагать,
Весело шагать,
Прыгать и скакать,
Прыгать и скакать.
Выделение начальных звуков АП, УП, АН, УН, УМ, АМ.
- Сколько звуков вы слышите? (2)
- Какой первый звук? (ответы детей)
Дети называют картинки на звуки А, У, выставленные на доске. После этого поочередно выходят, берут понравившуюся картинку и определяют первый звук в ее названии.
Если ребенок ответил правильно – он забирает картинку к себе на место.
Составление предложений со словами – названиями картинок.
- У меня красивая астра!
- У меня улей!
- У меня улитка!
- У меня вкусный арбуз!
Повторение за логопедом:
Ан-ан-ан-ан – в кухне течет кран.
Ух-ух-ух-ух – ходит по двору петух.
Ка-ка-ка-ка – дам котятам молока.
Ку-ку-ку-ку – сидит сорока на суку.
- Какие звуки учились различать?
- В чем их сходство?
- В чем различите?
Оценка работы детей и домашнее задание
Составить схемы звукосочетаний АУ, УА, подобрать картинки к этим звукосочетаниям. (Ау – так кричат в лесу, Уа – так кричит младенец)