Цель занятия: закрепить представления детей об элементарных математических представлениях.
Задачи:
учить составлять и решать арифметические задачи, решать математические задачи в уме, без опоры на зрительные образы.
Предварительная работа: занятия по ФЭМП, изготовление атрибутов, пособий для дидактических игр, дидактические игры с математическим содержанием, разучивание динамических пауз, гимнастики для глаз.
Материалы и оборудование: магнитная доска, карточки с числами и знаками, блоки Дьенеша.
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости посмотреть, чему вы научились, и как много знаете. Поздоровайтесь с гостями.
- Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и улыбнемся друг другу.
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо 1, 2. 3.
А теперь пойдем налево 1, 2. 3.
В центре круга соберемся 1, 2. 3
И на место все вернемся 1, 2. 3.
Улыбнемся, подмигнем,
И занятие начнем.
- Занимайте свои места за столами. (дети занимают свои места)
- Сегодня я приглашаю вас в страну Математики, прежде чем мы приступим к занятию, давайте повторим правила поведения.
Воспитатель: Я вас попрошу на протяжении всего занятия не забывать про эти правила.
- Ребята, вы любите сказки? (ответы детей)
- А так как страна Сказок и страна Математика – это близкие подруги, то предлагаю вам сегодня русскую народную сказку "Колобок" превратить в сказку математическую.
- Хотите посмотреть, что из этого получится? (да!)
- Тогда вспомним начало сказки.
"Жили-были старик со старухой. Вот и просит старик:
- Испеки мне, старуха, колобок.
Старуха наскребла муки, замесила тесто на сметане, скатала колобок, изжарила его в масле и положила на окно остудиться…"
- Что было дальше? (Колобок соскочил с подоконника и покатился по дорожке)
- Укатился колобок и потерялся где-то… Никто его не видел, кроме сороки, которая везде летает и все знает.
- Она-то и дала мне карту, где путь колобка нарисован. Найдем его?
Работа с картой
Встретили Зайца.
Заяц: Колобок, Колобок, я тебя съем!
Колобок: Не ешь меня Зайка, лучше придумай для меня задание.
- А Зайка говорит: играл я под кусточком с цифрами и нечаянно их перепутал.
- Помогите цифрам найти свое место в числовом ряду. Поможем? (Раздаю детям карточки от 1 до 10. Дети выстраивают числовой ряд на столе и на доске)
Порядковый счет от 1 до 10 и от 10 до 1. (хором считаем)
- Посчитайте от 3 до 9, от 4 до 8, от 2 до 5.
- Посчитайте от 10 до 5, от 7 до 3, от 8 до 5.
- Давайте вспомним, что у каждого числа есть соседи, предыдущее и последующее число.
Воспитатель: А сейчас возьмите карточки с числами, расставьте правильно знаки "больше, меньше, равно".
- Что у нас получилось?
Гимнастика для глаз
Мы так долго занимались.
Наши глазки так устали
Мы дадим им отдохнуть,
И закроем не спеша мы ладошками глаза,
Посидим в темноте Краска черная везде.
А теперь их открываем
И немного поморгаем: раз, два, три, четыре, пять.
Головою не верти,
Влево посмотри,
Вправо погляди.
Глазки вверх, глазки вниз,
Поработай, не ленись!
- Отпустил Зайка колобка и покатился колобок дальше по дорожке (смотрим схему) и встретил Волка.
Волк: Колобок, колобок, я тебя съем.
Колобок: Не ешь меня, а лучше задай мне задачки
Воспитатель: Давайте поможем колобку решить задачки, а то волк его съест.
- Я буду читать задачу, а вы при помощи карточек с числами и знаками выложите решение и ответ задачки.
1. Четыре гусенка и двое утят
В озере плавают, громко кричат.
А ну, посчитай поскорей -
Сколько всего в воде малышей? (6)
- Как получилось число 6?
- Выложите при помощи карточек с числами и знаками решение и ответ задачки. (4+2=6)
2. Ёжик по лесу шел, На обед грибы нашел.
Два – под березой, три – под осиной
Сколько их будет в плетеной корзине? (5)
- Как получилось число 5?
Выложите при помощи карточек с числами и знаками на мольберте, решение и ответ задачки. (2+3=5)
3. Три яблока из сада Ёжик притащил,
Самое румяное Белке подарил.
С радостью подарок получила Белка.
Сосчитайте яблоки у Ежа в тарелке. (3-1=2)
4. Три мышки проникли в квартиру,
Решили попробовать сыру.
Тут следом явились подружки –
Три сереньких мышки-норушки.
А ну, сосчитай, сколько мышей
Съели оставленный сыр? (3+3=6)
5. Вот 8 зайчат по дорожке идут.
За ними в вдогонку двое бегут.
Так сколько ж всего по дорожке лесной
Торопится в школу зайчишек зимой? (8+2=10)
6. Белочка десять орешков нашла.
Пять отнесла в кладовую дупла.
- Сколько осталось, как посчитать?
- Кто может белке ответ подсказать? (10-5=5)
Волк: Не мудрено задачку готовую решить, а вот сам ее составить сумеешь?
- У вас на столах лежат картинки, посмотрите на них внимательно и составьте задачу.
- Но сначала давайте вспомним, из каких частей состоит задача? (Условие задачи, вопрос задачи, решение задачи, ответ задачи)
Воспитатель: Отпустил Волк Колобка. Покатился Колобок дальше. Докатился до полянки, на которой встретил Медведя.
Медведь: Колобок, Колобок, я тебя съем!
- Не ешь меня, Миша, давай я лучше помогу твоих пчел на нужный цветок посадить.
Выполняется задание Медведя "Каждой пчелке свой цветок"
- Снова покатился колобок дальше, а навстречу ему Лиса.
Колобок говорит: пойдем, Лиса, со мной в интересную игру играть.
Игра "Продолжай – не зевай"
3 – это 2 + …
4 – это 2 + …
5 – это 4 + …
6 – это 3 + …
7 – это 5 + …
8 – это 7 + …
- Поиграли в игру, видит колобок, что Лиса облизывается язычком и говорит: не ешь меня Лиса, задай мне наисложнейшую задачку
- Хорошо. Был у меня любимый платочек, но дождик смыл с него весь узор. Укрась мой платочек новым красивым узором и я тебя отпущу.
Задание Лисы
Воспитатель: Поблагодарила Лиса Колобка, отпустила и покатился Колобок дальше навстречу новым приключениям.
- Вот и сказке нашей конец.
- Ребята, понравилась вам математическая сказка?
- Что вам понравилось больше всего?
- А сейчас сами оцените, как вы занимались. У меня на столе круги голубого, зеленого и желтого цвета.
- Если вы считаете, что со всеми заданиями справились легко и правильно – возьмите зеленый круг.
- Если кому-то было немножко трудно – возьмите желтый круг.
- А если у кого-то возникли трудности в выполнении заданий и он многое сделал неверно – возьмите синий круг. (Дети оценивают себя)
- Почему, ты взял зеленый кружок?
Воспитатель: Наше занятие подошло к концу, математическая сказка тоже закончилась.
- А бабушка с дедушкой прислали вам гостинец, вы ведь Колобочка нашли и домой отправили.
- Найдите в группе предмет вот с такой цифрой 0.