НОД по музыке для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в город Бусоград"

Цель занятия: развитие межполушарного взаимодействия у детей через музыку.

Задачи:

  • Познакомить детей с нейро-играми, с фрагментом составления картинок из бус методом выкладывания.
  • Знакомство с новым музыкальным инструментом – калимбой.
  • Использовать прием театрализации в движениях с лентами под заданный текст.
  • Учить детей петь выразительно, протягивать гласные звуки.
  • Учить детей слушать музыку от начала до конца.
  • Развитие чувства ритма и равновесия, координации движений.
  • Воспитывать в детях любовь к музыке, любовь к прекрасному.

Оборудование: фортепиано, ноутбук, колонки, проектор с экраном, столы, стулья, массажные коврики, музыкальные инструменты (рубель, бубны, маракасы, трещетки, колокольчик, ложки), картинки для нейро-игры, калимба, флейта, су-джоки, бутылки с краской, ленты, корзина, шкатулка, бусы, листы А3, контейнеры, ширма.

Ход занятия

Дети стоят у входа.
Муз.рук.: Ребята, как я рада вас видеть! Сейчас вы под музыку красиво пойдете по залу и встанете в круг.
- Спинку держим прямо, головка смотрит вперед, носочек тянем.
Дети заходят под музыку "Маленькая страна"

- Здравствуйте, ребята! (пою, даю тон, дети отвечают)
- Посмотрите, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними ласково "Здравствуйте". (Даю тон, поют)
- Ой, что-то грустно спели, подарите нашим гостям радость, спойте весело (Даю тон, поют)

- Замечательно. Ребята, а вы любите путешествовать? (ответы детей)
- И я люблю. Сегодня мы отправимся в путешествие по необычной дорожке. Посмотрите, как буду идти я. (Напеваю "Марш деревянных солдатиков и показываю)

- А теперь вставайте друг за другом у ковриков, но вы будете идти только когда начнется музыка.
- Кто пройдет - марширует и встает в круг, а воспитатель будет смотреть, может, кому-то нужна помощь.

Играю "Марш деревянных солдатиков", дети идут по массажным коврикам.
- У всех получилось? Ничего страшного, получится, вы все молодцы. Ребята, посмотрите, куда же мы пришли? (На экране картинка "Бусоград")
- Как вы думаете, что это? (город, деревня, домик)

- Конечно, вы все правы. Мы с вами пришли в город "Бусоград". Он так называется, потому что там все состоит из бусин.
- А вы хотите побывать в этом городе, и поиграть в интересные игры? (Да)
- Посмотрите, в этом домике кто-то живет. Как вы думаете, кто? Постучимся к нему в домик и узнаем.

Нейрогимнастика "Есть в лесу из бревен дом"

Есть в лесу из бревен дом, (руки в положении "полочка" по очереди поднимают каждую руку)
Есть окошко в доме том.
Посмотрите в то окно (попеременное чередование больших и указательных пальцев между собой, соединяя их друг с другом)
В доме тихо и темно.

Мы тихонько кулачком (стучат кулачками друг о друга, меняя руки)
Постучимся в этот дом.
Выглянул какой-то зверь… (разводят руки в стороны)
И увидел здесь гостей!

На экране появляется видео с медведем.
Муз.рук.: Ребята, я потерял бусы для своей мамы. Помогите, пожалуйста, мне их найти.

- Ребята, поможем мишке найти бусы? (Да)
- А вот и шкатулка. Посмотрите, внутри пусто.
- Если мы будем правильно выполнять задания, тогда бусы будут появляться в коробочке и в конце нашего путешествия их будет много!

- А вот и первое задание. Мишка приглашает нас к себе в берлогу. Посмотрите, что у него здесь?
- Ягоды, цветы, рыбки. Посмотрите, у него бусинки разной формы. Как думаете, что он может с этим делать? (ответы детей)
- Правильно, мишка любит играть. Посмотрите как. (Напеваю мелодию и показываю нейро-гимнастику)

Ставим кулачки обеих рук в такт на ягодки,
Потом ладошки обеих рук ставим в такт на цветочки,
Затем ребро ладони обеих рук ставим в такт на рыбу
И в ритм хлопаем в ладоши в воздухе.

Развитие чувства ритма по нейросистеме

Муз.рук.: Приготовили ручки, попробуем с вами. Поставили на ягодки кулачки.
- Теперь ладошки на цветочки, теперь ребро ладони на рыбку и хлопнули. (Напеваю, и играем, а затем под музыку)
- Вы всем молодцы. Даже если кому-то было трудно, ничего страшного, это очень сложная игра.

- Ой, ребята, посмотрите, что я нашла. (Достаю бусину)
- Что это? Правильно, бусинка. Положим ее в нашу шкатулку.
- А теперь выходите на ковер. А вот и второе задание. Надо угадать музыкальную загадку. Готовы?

За ширмой играю на музыкальных инструментах, дети отгадывают их. (рубель, бубен, маракасы, трещетка, ложки, колокольчик)
- Молодцы, ребята, все верно угадали. Хотите поиграть на этих инструментах как настоящий оркестр?
- Чтобы нам на них сыграть, надо правильно простучать ритм. (На экране картинка с ритмом: О О О О о о О)

- Посмотрите на картинку. Вспомните, большой кружочек это короткий или длинный звук? (длинный)
- Правильно, длинный. Его мы хлопаем в ладоши и называем "та". А маленький кружочек это длинный или короткий звук? (короткий)
- Верно, короткий. Мы стучим кулачками друг о друга и называем звук "ти". Прохлопаем ритм вместе. (Хлопаем)

- Замечательно. А теперь возьмите музыкальные инструменты со стола и вставайте на ковер.
- Прохлопаем с вами ритм на инструментах все вместе. (Хлопают)
- Теперь под музыку, правильно играя ритм. Играет тот инструмент, который показан на экране.

Играет оркестр

Муз.рук.: Я заметила, что кому-то было трудно, но все старались. Кладите инструменты на стол.
- Посмотрите, что я нашла? Это же еще одна бусинка. Положим ее в шкатулку.
- А теперь подходите ближе к пианино и садитесь на стульчики.

- А вот и следующее задание. Мишка и жители Бусограда, пока играли, проголодались. Приготовим им кашку?
- Но кашка не простая, а музыкальная. Как думаете, что это?
- Это древний африканский щипковый музыкальный инструмент - калимба. Давайте вместе скажем: Калимба.

- Хотите поиграть на нем? (Даю потрогать, поиграть)
- А хотите послушать, как он звучит? Я спою песенку и сыграю, а вы скажете о чем она и какой у нее характер.

Пою и играю "Кашку варю"

Я в берлоге сижу,
Себе кашку я варю.
Да, да, да. Да, да, да,
Очень вкусная она.

Муз.рук.: Вам понравилось, как звучит калимба? О чем была песенка? Какой у нее характер? (веселый, оживленный)
- Чтобы кашка сварилась, надо красиво спеть. А как это сделать?
- Правильно, чтобы петь красиво, надо сидеть прямо, животик свободный, чтобы мы могли правильно дышать, ротик должен быть круглый, как будто у вас яблоко во рту.

- А четко проговорить слова нам помогут су-джоки. Я вам покажу, как мы будем варить кашку, а вы попробуйте повторить. Кто может - подпевайте. (Даю тон)

Поем с су-джоками попевку "Кашку варю"

- Вы большие молодцы. Слова вы запомнили, а теперь, чтобы кашка была музыкальная, мы ее споем. Вспомните мелодию. (Играю)
- А теперь все сели красиво, как я. Споем первый звук. (Даю тон, поем первый звук на букву "я")

Поем попевку "Кашку варю"

- Я заметила, что не все правильно открывали ротик. Ротик круглый, словно яблочко во рту. Споем еще раз. (Поем)
- Какие молодцы! А чтобы кашка получилась еще вкуснее, что в нее можно добавить? (Фрукты, орехи, мед)
- И мы с вами добавим фрукты в кашку. Только посмотрите, а наши фрукты еще не созрели.

- Давайте поможем им поскорее созреть? Посмотрите, что у них внутри? (бусинка)
- Верно, бусинка. Эта волшебная бусинка нам поможет, а еще музыкальный инструмент. Что это? (флейта)
- Правильно, сейчас я буду играть на флейте, а вы возьмете фрукты в руки и придумаете свой танец руками.

- Кто будет весело и активно танцевать руками, у того фрукты созреют быстрее. (Играю на флейте "Варись, кашка", дети танцуют руками, вода в бутылке во время музыки окрашивается)

Муз.рук.: Как здорово! У вас получился замечательный танец. Ребята, посмотрите, какие фрукты у вас созрели? (перечисляем)
- Верно, посмотрите, еще одна бусинка нашлась. И ее в шкатулку положим.
- А теперь садитесь на места и слушайте новую музыку. А потом скажете, какой у нее характер.

Играю П.И. Чайковский Времена года. "Апрель. Подснежник"

- Вам понравилась музыка? Какой был у нее характер? (нежный, мечтательный, полетный)
- Жителям города Бусоград так понравилась ваша каша, что они дарят вам разноцветные яркие ленточки.
- Выходите на ковер, берите ленточку, которая смотрит на вас и вставайте в кружочек. (Вышли, взяли ленточки и встали в кружок)

- Ребята, а вы хотите прожить один день, как жители города Бусоград? (Да! Хотим)
- Тогда сейчас в танце постарайтесь изобразить движениями рассказ, который услышите.

Танцуют под рассказ вместе со мной

- П.И. Чайковский. Времена года. "Апрель. Подснежник". Утром в Бусограде встает солнышко и поднимается высоко-высоко в небо. Ласково дует ветер и плывут облака. Жители просыпаются и приветливо машут теплому солнышку. На улице летают птички, быстро бежит ручеек.

Лягушки прыгают друг за другом. Жители города Бусоград встречаются с друзьями. Они радуются, танцуют, а потом прощаются и возвращаются домой. Солнышко медленно опускается и город засыпает.

Муз.рук.: Вы так замечательно потанцевали. Вам понравилось в городе Бусоград?
- Посмотрите, последняя бусинка нашлась! Вы выполнили все задания, теперь проверим, появились ли в шкатулке бусы? (Показываю)
- Ура, как здорово! Мы все задания выполнили правильно и бусы вернулись. (На экране появляется видео с мишкой "Спасибо вам, ребята!")

- А у меня для вас тоже есть сюрприз. Садитесь скорее за столы. Положите ручки на колени и слушайте внимательно. (Раскладываю на столы листы А3 и контейнеры с бусами)
- Глазками посмотрите, что в контейнере? (Бусы)
- Какого цвета ваши бусы? (отвечают)

- А сейчас я предлагаю вам с помощью этих бус изобразить то, что вы представите себе под музыку. (Выкладывают бусами любые предметы под музыку П.И. Чайковского "Детский альбом. Сладкая греза")

- Расскажите, что вы нарисовали? (Ответы детей)
- Какие замечательные рисунки у вас получились, по-своему необычные.
- Выходите на коврик. Наше путешествие по городу Бусоград подошло к концу, пора возвращаться в детский сад.

- Вы снова пойдете по необычной дорожке под музыку, а я посмотрю, кто запомнил, как вы шли.

Играю П.И. Чайковский. "Детский альбом. Марш деревянных солдатиков"

Итог занятия

- Вы все молодцы, все прошли правильно! Ребята, вам понравилось в городе Бусоград?
- А что вам показалось трудным?
- А что понравилось больше?

- Мишка за вашу помощь передал вам подарочки. (Раздаю)
- Мне очень понравилось с вами играть, но пора прощаться. (Пою)
- До свидания! (Дети поют в ответ)

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!