Цель: формирование у детей понятия о сохранении традиций русской народной музыки в современном музыкальном мире.
Задачи:
Дети под музыку заходят в зал, встают полукругом в центре. Музыкальный руководитель предлагает детям поздороваться с гостями, пропевая "Здравствуйте" под музыкальное сопровождение.
Музыкальный руководитель: Ребята, обратите внимание, вы находитесь в музыкально-исследовательской лаборатории! Нас пригласил сюда профессор музыкальных наук Ложкин - Гармошкин! (фото и аудиозапись профессора на экране)
Профессор: Профессором я стал, обучаясь искусству музыки у великих народных исполнителей, моих предков. Вы знаете, что музыкальные инструменты - это одна большая семья, и у каждого инструмента есть свои родственники. Помогите мне разобраться, кто чей родственник. Я запутался!
Музыкальный руководитель: Предлагаю приступить к исследованию музыкальных наук, чтобы помочь профессору. Итак, все готовы к исследованию? (Дети отвечают)
- Для начала нам нужно определить, какие музыкальные инструменты использовали в древности.
На экране появляется картинка с разными музыкальными инструментами.
Музыкальный руководитель: Ребята, похоже, нам с вами нужно здесь навести порядок! Распределим все инструменты на две группы. Девочки, вам нужно отобрать "русские народные" инструменты, а мальчикам - "современные". Назовите, пожалуйста, русские народные инструменты! Назовите, пожалуйста, современные инструменты?
На экране появляется слайд с инструментами в правильном порядке.
Музыкальный руководитель: У нас все получилось! Мы нашли музыкальные инструменты, на которых играли в древности – это русские народные инструменты, и на которых играют в наше время – это современные.
- Теперь слушайте внимательно! Так как сейчас нам с вами нужно будет определить звучание музыкальных инструментов. Начнем с народных инструментов. Ваша задача – изобразить игру на инструменте. (Музыкальный руководитель переключает треки с инструментами. Когда дети отгадывают инструмент, на экране появляется слайд с ним)
- Вы замечательно справились с заданием! Уважаемые исследователи, необходимо провести эксперимент! Теперь поиграем на русских народных инструментах.
- Подходите и выберите себе музыкальные инструменты. Как они называются? (ответы детей)
- Вставайте в середину зала в полукруг. Сейчас вы будете играть в оркестре, но не в простом, а в ритмическом.
Музыкальный руководитель: Ваша задача - исполнить на своих инструментах ритм русской народной песни, которую я буду играть на фортепиано. (Исполняется ритмический оркестр)
- Хорошо. Положите инструменты обратно на поднос. Теперь ваша задача усложняется. Сейчас прозвучит русская народная песня уже в современной обработке, а вы прохлопайте ритм. (Дети под музыку прохлопывают ритм)
- Как вам было легче: исполнить ритм на музыкальных инструментах или прохлопать? Изменилась ли музыка во второй раз? Что у них осталось общего?
- Все правильно! Традиции русской народной музыки сохранились в современной музыкальной культуре.
- Следующий эксперимент - определим родственников инструментов. Прошу, Вова, переложи гитару к тому инструменту, который, по-твоему, являются ее родственником. Арина, найди тот инструмент, от которого произошла труба.
- Матвей поищет родственников бубна, а Яна родственников гуслей. Как вы думаете, почему ребята подобрали именно такие инструменты-родственники?
Музыкальный руководитель: Мы с вами выполнили успешно все задания, помогли профессору разобраться и в музыкальных инструментах.
Профессор: Спасибо вам, что помогли мне разобраться. Надеюсь, вам понравилось в моей лаборатории.
Музыкальный руководитель собирает детей около себя.
- Спасибо вам за работу в музыкальной лаборатории! До новых встреч!
- До сви-да-ни-я! (Пропевают под музыкальный аккомпанемент)