Цель: расширение знаний детей о декоративно-прикладных видах искусства Архангельского края, обучение выполнению объемной поделки из бумаги.
Задачи:
Словарь: берестоплетение, лоскутное шитье, куклы-закрутки, щепная птица, птица счастья, легенда, лучина.
Демонстрационный материал: сундук, лоскутное одеяло, прихватка, лапоть, корзинка, деревянная ложка, деревянный ковш, туесок, куклы-закрутки, щепная птица, образец бумажной птицы.
Раздаточный материал: листы желтой бумаги, трафареты птиц, простые карандаши, ножницы, клей, клееночки, тряпочки, фломастеры.
- Здравствуйте, дети. Я сегодня пришла к вам не с пустыми руками, а с сюрпризом. Чтобы его лучше рассмотреть, предлагаю вам пройти и присесть на коврики.
- Знаете ли вы, как называется этот предмет? (сундук)
- Правильно, сундук. Опишите его? (ответы детей)
- Сундук совсем старый: и краска на нем уже стерлась, и железное украшение кое-где сломалось – сундук прошлого века.
- А хотите, посмотреть, что в нем лежит? (да!)
- Как вы думаете, как можно открыть сундук?
- Чтобы его открыть, надо сказать волшебные слова. Послушайте, какие: "Фу-ты, ну-ты, лапти гнуты, сундучок-сундучок, открывай-ка свой бочок!"
- Давайте вместе с вами скажем эти слова. (произносим вместе слова)
- Повторим эти слова еще раз сказочно, игриво. (повторяем слова)
Игра "Секрет сундука"
- Сундук открывается – секрет появляется! Что же это за секрет? (достаем, рассматриваем предметы, называем их: берестяная корзинка, туесок, кукла-закрутка, лоскутное одеяло, лоскутная подушка, щепная птица счастья, деревянная ложка, деревянный ковш)
- Ребята, а вы знаете, кто мог делать такие берестяные изделия? (мастера-мужчины)
- А что такое береста?
- Береста – это кора березы. А с каких берез можно срезать ее?
- Снимали ее весной только с поврежденных и поваленных деревьев чтобы не повредить березы.
- Зимой мастера – мужчины занимались берестоплетением (хоровое повторение), делали деревянную посуду, щепных птиц.
- А кто шил лоскутные изделия? (женщины)
- У женщин-рукодельниц ни один лоскуточек не пропадал, они шили лоскутные вещи, делали куклы-закрутки из ткани для своих детишек.
- Но не только женщины делали кукол своим детям. Такие же девочки, как вы вертели кукол. В некоторых семьях насчитывалось до 100 куколок.
- Считалось, что чем больше кукол в доме, тем дружнее и счастливее семья. Эти виды народного творчества сохранились и до наших дней.
- Ребята, посмотрите, в сундуке лежит книга, а в ней написана старинная легенда об одном предмете из нашего сундука. О каком, вы узнаете, отгадав загадку.
Меня сизокрылым все с детства зовут.
Как символ счастья и любят, и чтут. (голубь)
- Правильно, это голубь - щепная птица счастья.
- Слушайте легенду и смотрите на экран.
Рассказывание легенды про птицу счастья с показом презентации
- На далеком севере в Архангельской губернии жил-был охотник. Зима на севере долгая, холодная: то вьюга, то метель, то сильная стужа. А в этот год зима задержалась надолго; выстудила человеческое жилье, и заболел у охотника младший сынишка. Болел долго, исхудал, побледнел; ни врач не помог, ни знахарь.
Горе охотнику. Жалко сынишку. Спросил охотник у сына: "Что же ты хочешь?" Тихо-тихо прошептал мальчик: "Хочу увидеть солнышко…". А где его возьмешь на севере? Задумался охотник, истопил очаг, чтоб теплее стало. Но огонь не солнышко.
Обратил внимание охотник на лучину, которая светилась в отблеске огня. Озарилось улыбкой его лицо; и понял он, как можно помочь сыну. Всю ночь работал охотник. Вырезал из полена птицу, настрогал из лучины щепки, украсил их ажурной резьбой. Повесил птицу над кроватью сына, и птица вдруг ожила: закружилась, задвигалась в струях горячего воздуха, что шел от печи.
Мальчик проснулся, заулыбался и воскликнул: "Ну, вот и солнышко!" С этого дня ребенок стал быстро поправляться. Так приписали деревянной птице чудодейственную силу и стали называть ее "святым духом", хранительницей детей, символом семейного счастья.
- Вот такая легенда про птицу счастья. У кого птица счастья появляется в доме, у того – всегда тепло и уютно.
- Есть ли у вас дома птица счастья? А вы хотели бы сделать такую птичку?
- Я вам предлагаю вместе сделать птицу счастья. Вы согласны?
- Только давайте сначала отдохнем и разомнем наши пальчики.
Солнышко, солнышко,
Золотое донышко!
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Побежал в саду ручей,
Прилетело сто грачей.
И сугробы тают, тают.
И цветочки вырастают.
Рассматривание птички
- Давайте, рассмотрим, какие части есть у птички.
- Что пышнее хвостик или крылышки? Как вы думаете, почему?
- Как вы думаете, из чего можно сделать птичку? (варианты ответов детей)
- А из чего мы можем сделать птичку сейчас? (из бумаги)
- Давайте сделаем птичку из бумаги.
- Проходите и присаживайтесь за столы.
Поэтапный показ с одновременным выполнением птички
- Как вы думаете, с чего можно начать изготовление птицы?
- Хорошо, давайте начнем выполнение.
Тело птички |
Крылья |
Хвостик |
Сборка элементов поделки |
|
Трафарет тела птички, накладываем на лист плотной бумаги, сложенной пополам, обводим, и вырезаем. |
Большой лист бумаги, сгибаем его по намеченной линии, затем переворачиваем, снова сгибаем, переворачиваем и сгибаем весь лист бумаги, чтобы получилась «гармошка». Крепко проводите пальчиком по сгибу. Полученную гармошку сгибаем пополам. |
Сгибаем, гармошкой второй лист бумаги. |
Склеиваем 2 части туловища, оставляя незаклеенным место, куда приклеим хвостик. Кончик хвостика намазываем клеем с двух сторон и приклеиваем внутрь. |
Педагог делает прорезь в заготовке туловища птички, чтобы вставить крылышки. Крылышки аккуратно вставляют в прорезь до сгиба. |
В процессе называния последовательности выполнения птички, прикрепляю на доску схему, обращаю внимание детей на нее.
Дополнительные вопросы для диалога с детьми в процессе изготовления поделки
- Как вы думаете, почему лист сложен пополам?
- Трафареты у вас разные, вы можете выбрать понравившийся. Уточню, что трафарет тела с ровной спинкой, мы будем прикладывать ровно к сгибу. Почему?
- Для чего нужно крепко проводить пальчиком по сгибу, делая крылья и хвостик?
- Как вы думаете, как можно прикрепить крылья и хвостик к туловищу птицы.
- Птичка счастья готова!
Совместное изготовление птицы детьми
Индивидуальная помощь, подсказка.
- Наши птички готовы. У настоящих щепных птиц глаза и клювик не прорисовывали.
- Но это ваша птичка, и вы можете ее украсить и вырезами на крылышках и хвостике, и дорисовать свой узор, проявить свое творчество.
- Предлагаю вам выйти из-за столов на середину, встать в круг и показать птичек друг другу.
- У вас получились замечательные птички, каждая по своему хороша, потому что вы очень старались, и помогали друг другу.
- Ребята, скажите, что нового вы сегодня узнали, чему научились?
- Ребята, вы помните, почему эти птички называются птичками счастья? Сможете научить своих друзей делать птички счастья?
- А вы сможете научить своих друзей делать птички счастья?
- Здорово, значит, на земле прибавится у людей счастья!
- Приложите свои птички к сердцу, закройте глаза и подумайте, кому бы вы хотели пожелать счастья, может подарить птицу или оставить себе. (Дети закрывают глаза)
- Можно открыть глаза. Кто-нибудь из вас хочет сказать, кому бы хотел пожелать счастья?
- Вы очень доброжелательные и отзывчивые дети.
- Мы сегодня узнали секрет бабушкиного старинного сундука, увидели предметы народного творчества нашего края.
- Изделия настоящих мастеров вы можете увидеть в музее деревянного зодчества Малые Корелы. Сделали птицу счастья.
- Вы стали настоящими мастерами и сможете подарить птичку и частичку своего тепла и души родным, близким или друзьям.