Занятие для детей 4-5 лет "Славянские куклы-обереги"

Цель: приобщение дошкольников к истокам народной культуры, художественно-прикладному искусству путем включения их в многообразную деятельность музея.

Задачи:

  • Воспитывать уважение к традициям, устному народному творчеству, истории.
  • Развивать интерес к обычаям и традициям русского народа.
  • Дать представления детей о народных куклах, их разнообразии и назначении.

Предварительная работа:

  • знакомство с понятием "музей", "мини-музей", "экспонаты";
  • чтение пословиц и поговорок;
  • изучение литературы, просмотр презентаций и видео по теме "Народные куклы".

Оборудование: фоновая русская народная музыка, декорация русской избы, русская печь, люлька с куклой, куклы (обереговые, игровые, обрядовые): "Трындычиха", "Манилка", "Кукла плодородия", "Крупеничка", "Богач", "Травница", "Подорожница", "Пеленашка", "Параскева", "Кукла на счастье", "Зайчик на пальчик", "Птица счастья".

Ход занятия

Вводная часть

Дети играют. Звучит славянская музыка.
Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие
Веселья вам, да радости!
Приглашаю вас о жизни

Славянской побольше узнать,
Чем душу свою согревали, понять.
Что жить помогало и что защищало.

Воспитатель зовет детей к себе и задает им вопрос: Ребята, а вы любите ходить в гости? (ответы детей)
- А хотите отправиться в гости к бабушке и узнать много интересного.

Основная часть

Под музыку появляется бабушка: Здравствуйте, мои милые!
Здравствуйте, мои хорошие!

А мальчики то, как ясные соколы!
А девочки то, как аленькие цветочки!
А меня зовут бабушка Варварушка!

- Проходите, гости дорогие, не стесняйтесь, будьте как дома!
- Вот мое жилище, а попросту изба. А это моя мастерская, здесь я делаю своих кукол.
- Здесь у меня много разной яркой материи, ленточки, кружева, нитки. Они понадобятся мне при изготовлении новых кукол.

- А еще у меня есть волшебный сундучок, хотите посмотреть, что в нем? (да!)
- Но его так просто не открыть. Нужно ласково его попросить.

Сундучок мой сундучок
Приоткрой нам свой бочек. (Дети проговаривают текст)
Бабушка: Посмотрите, как много кукол хранит сундучок?

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что куклы бывают разные. (Показать кукол в мини-музее)

Славянские куклы-оберегиСлавянские куклы-обереги

- С ними можно не только играть, их можно дарить друг другу, с помощью куклы можно защитить свой дом и своих близких.
- Для каждого случая нужна особенная кукла.

Бабушка: Давайте-ка сядем рядком, да поговорим ладком.
Пусть наши глазки все видят.
Ушки все слышат.
Голова запоминает, а ротик ей не мешает.

Видео "Славянские куклы-обереги"

Воспитатель: И сегодня бабушка Варварушка познакомит нас с некоторыми куклами – оберегами, которые хранятся в ее волшебном сундучке, и расскажет нам об их предназначении.

Бабушка рассказывает про куклу "Пеленашку". (звучит спокойная русская мелодия)

Пеленашка - это и кукла и оберег, и первая игрушка новорожденного

- В старину, женщина, которая ждала рождения ребенка, делала и клала Пеленашку в колыбельку, а потом рядом с ребеночком, чтобы она оберегала его от злых духов.

Чтоб малыш спокойно спал,
мама отдыхала, кукла духов на себя
злобных отвлекала.
Воспитатель предлагает детям отдохнуть и потанцевать.

Танец "Колыбельная"

Бабушка: Ребята, а хотите еще про одну куклу послушать.
Знакомство с Куклой "Крупеничкой". (звучит мелодия, бабушка берет куклу из сундука)

Крупеничка - это оберег на сытость и достаток в семье. Эту куклу наполняли зерном или пшеницей. Это главная кукла в семье

Бабушка: В голодное время брали крупу из куколки и варили из нее кашу.
- Входящий в избу гость мог по куколке определить, сытно ли живет семья. Если куколка была худа, значит в семье беда.

- А что бы зерна было много, нужно было еще и очень много трудиться.
Воспитатель: Ребята, Крупеничка прислала вам из прошлого пословицы, да вот только пока шагала, через века последние слова в них потеряла.

Поможем восстановить:

  • От скуки бери дело ... (в руки)
  • Была бы охота – заладится любая ... (работа)
  • Поспешишь людей ... (насмешишь)
  • Глаза страшатся, а руки ... (делают)
  • Где хотение, там и ... (умение)

Воспитатель: Ребята, а кто из вас знает стихотворения о куклах или о куклах-оберегах.

1 ребенок:
Я кукла, кукла – оберег,
Твоя помощница навек.
Люби меня и уважай,

И никогда не обижай.
Я принесу тебе удачу.
Жизнь станет ярче и богаче!

2 ребенок:
Тряпичную куклу сшила мама дочке,
Надела на ножки красные носочки.
Ниточки – косички, платьице в горошек.
Вся теплом согрета маленьких ладошек.

3 ребенок:
Лоскуток, да ниток катушка.
В умелых руках оживает игрушка

4 ребенок:
Кукла просто загляденье,
Детям всем на удивленье!
Коль хотите научиться

Эту куклу мастерить,
Вам придется не лениться
И старанье приложить.

Воспитатель: И последняя кукла-оберег из бабушкиного сундучка это "Кукла на счастье", есть поверье, чем дольше женщина играет в куклы, тем дольше она остается молодой и здоровой.
- По преданию эта кукла может нам помочь стать счастливей.

- Обереги не могут быть сделаны для себя. Поэтому мы с ребятами сделали их для вас заранее - это Оберег "Птица счастья".
- Ребята давайте подарим их нашим гостям. (дети берут обереги с сундука и становятся полукругом)

Рефлексия

Пусть счастливый оберег
Всех вас охраняет.
Дарит радость, шутки, смех
Ярким солнышком играет!

Чтобы в душах теплота
Добротою покоряла
Детских взглядов чистота
Словно радуга сияла!

Дарим нашим гостям оберег - Птичу счастья. (под музыку)
Бабушка: А ну-ка всю правду скажите не утаите, понравилось ли вам у меня в гостях?

- А что вам понравилось больше всего?
- О каких куклах вы сегодня узнали?
Воспитатель: В наше время славянская кукла-оберег возрождается и возвращается, и мы с вами тоже принимаем в этом участие.

Размер:
21.4 Kb
Скачали:
15