Цель НОД: формирование устной речи и навыков речевого общения.
Задачи:
Демонстрационный материал: наглядно-демонстрационный материал о зимующих птицах, карточки-схемы, мнемотаблицы, модели птиц.
Раздаточный материал: картинки с изображением птиц, карточки "слоговые квадраты", листы бумаги, заготовка кормушки.
Предварительная работа с детьми:
Этапы |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Подготовительный этап (5 мин.) |
Дорогие ребята! Сегодня мне пришла газета «Птичьи новости» в ней написано, что птичьем городке беда. Птицы, которые обитают в наших краях, не подготовились к зиме. Они нас попросили, чтобы мы им помогли. Предлагаю нам отправляться в путь выполнить задания и помочь птицам. Произнесем волшебные слова «Мы сейчас глаза закроем. Руки в крылья превратим, быстро- быстро полетим, приземлимся и в детишек превратимся». |
Дети стоят в кругу, внимательно слушают педагога. Дети, принимают приглашение, отправится на помощь птицам. Педагог и дети проговаривают волшебные слова «Мы сейчас глаза закроем. Руки в крылья превратим, быстро- быстро полетим, приземлимся и в детишек превратимся». |
Основной этап (17 минут) |
Вот мы с вами очутились на зимней поляне. Посмотрите, какое интересное дерево, сколько там птиц! Как вы думаете, что это за птицы? Может кто- то назовет птиц? Как назовем их, одним словом? Объясните, почему их так называют? Вы так внимательно рассматривали птичек на дереве, что ваши глаза наверно устали. Выполним гимнастику для глаз. Гимнастика для глаз «Птицы прилетели» Птицы прилетели, на окошко сели, Птицы вправо полетели, Птицы влево полетели, Птицы вверх полетели и на ветку сели, Птицы посидели и вниз полетели. Давайте рассмотрим строение птиц на экране. Ребята, как вы считаете, с помощь чего, птицы передвигаются? А что, по вашему мнению, помогает птицам летать? Как вы думаете, какую роль играют перья для птиц? Опыт «Перышко» Ребята, давайте узнаем какое перышко? Легкое или тяжелое? Детям выдается два листа бумаги. Один из них нужно скомкать, превратив в шар, второй оставить ровным. К какому выводу вы пришли? Дети, обратите внимание на экран (картинка изображающая действие в гимнастике), как вы думаете, на что это похоже? Правильно! Выполним руками полет птицы. Кинезиологическая гимнастика «Полет птицы» Маленькие птички Птички невелички По лесу летают Семена собирают Вот буйный ветер налетел Птичек унести хотел Птички спрятались в дупло Там и сухо и тепло. Сейчас ребята, мы посмотрим, какие вы умные и внимательные. У всех птиц разная внешность, я буду говорить внешнюю особенность птицы (птица появляется на экране), а вы говорите, как это можно называть одним словом: Игра с мячом «Назови одним словом» У синицы желтая грудь, поэтому ее называют… (желтогрудая) У снегиря красная грудь, поэтому про него говорят... (красногрудый) У дятла острый клюв, поэтому он … (остроклювый) У вороны длинный клюв, поэтому он … (длинноклювая) У вороны громкий голос, поэтому она … (громкоголосая) У воробья короткий хвост, поэтому он … (короткохвостый) У сороки длинный хвост, поэтому она … (длиннохвостая) У сороки белые бока, поэтому она ...(белобокая) У совы большие глаза, поэтому она... (большеглазая) Молодцы! Все признаки назвали верно. Сейчас поиграем в игру. Я начну, а вы продолжите. Игра «Закончи предложение» Сорока из гнезда… (вылетела) Поползень в гнездо… (прилетел) Сойка к гнезду… (подлетела) Ворон над гнездом… (кружит) Снегирь на ветку… (сел) Воробей по дороге… (ходит) Ребята предлагаю поиграть в игру «Путаница» из разложенных букв соберите названия птиц, а в словах разложите цветные карточки обозначающие гласные и согласные звуки, определите, сколько в слове гласных и согласных, сколько слогов. А теперь пришла пора для разминки. Физминутка «Птичка – невеличка» Эта птичка - невеличка Называется синичка! Раз-два-три-четыре-пять! Будет в гости прилетать. Скачет шустрая синица, Ей на месте не сидится, Прыг-скок, прыг-скок, Завертелась как волчок. Вот присела на минутку, Почесала носом грудку, И с дорожки - на плетень. Трень! Пять-четыре-три-два-раз! А кормушка есть у вас? Ребята, как вы думаете, легко ли птицам зимой искать себе корм? Ребята, может быть, вы знаете, чем питаются птицы? Объясните, какой корм полезен для птиц? Я думаю, вы знаете, как называется птичья столовая? Правильно, кормушка. Куда, по вашему мнению, мы ее повесим? Поможете мне ее украсить? Обратите внимание на варианты украшений (пуговки, камешки, стразики, кусочки ткани, бумага). Перед тем, как начать украшать кормушку, предлагаю поиграть в пальчиковую игру. Пальчиковая гимнастика «Кормушка» Мы кормушку смастерили. Мы столовую открыли. Воробей, снегирь – сосед, Будет вам зимой обед! В гости в первый день недели Две синицы прилетели, А во вторник – снегири, Ярче утренней зари! Три вороны были в среду Мы не ждали их к обеду. А в четверг со всех краев – Десять жадных воробьев В пятницу в столовой нашей Голубь лакомился кашей. А в субботу на пирог Прилетело семь сорок. В воскресенье свиристель, Говорит, чайку налей! Сейчас мы разобьемся на творческие группы по два человека и приступим к украшению кормушек. Какие замечательные кормушки у вас получились! Пришло время поиграть! Игра на внимание. Проверим, кто из вас самый внимательный? Игра «Четвертый лишний» На экране картинки с изображением птиц, какая из них лишняя? |
Педагог обращает внимание детей на экран (Дерево с птицами) Дети перечислят птиц, которые им известны. Птицы, которые не улетают в теплые края, называются зимующие. Просто все они могут зимой отыскать для себя пропитание: семена и плоды растений и даже насекомых под корой деревьев. А если перебраться поближе к людям, можно поживиться остатками пищи, которые обязательно найдутся поблизости от жилья.
Дети выполняют движения глазами в гимнастике для глаз «Птицы прилетели». Дети рассматривают строение птиц, называют части тела птицы (голова, глаза, клюв, туловище, крыло, ноги, хвост, перья). Дети рассказывают, что способ передвижения птиц – полет, он осуществляется с помощью крыльев и перьев. Перья служат защитным покровом, сохраняют тепло. Дети комкают лист бумаги. С высоты своего роста одновременно опускают листы бумаги. Делают ввод: скомканный лист падает быстро, стремительно. Ровный лист опускается на пол легко, плавно. Значит перышко легкое. Оперение позволяет птице легко и быстро летать. Птицы самые быстрые и выносливые. Их тело с легкостью преодолевает сопротивление воздуха, а сильные крылья поднимают ввысь и несут вперед. Крылья птиц легкие, сильные и гибкие. На картинке изображен полет птицы Дети встают в круг, выполняют кинезиологическую гимнастику. Проговаривают слова по тексту, выполняют махи кистями. Дети встают напротив экрана. Педагог бросает мяч ребенку, ребенок ловит мяч, слушает внешнюю особенность птицы, называет ее.
Дети стоят полукругом. Дети называют действие. Упражняются в образовании глаголов.
На столе разложены буквы, дети из букв выкладывают название птиц (сова, дятел, сорока, ворона). Потом выкладывают цветные карточки схематическим изображением звуков, определяют, сколько в слове гласных и согласных, сколько слогов.
Дети встают в круг, выполняют движения по тексту, проговаривают текст.
Птицам зимой тяжело найти себе корм. И поэтому они прилетают ближе к людям за помощью. Вот что можно положить в кормушки: ягоды (рябина, калина, боярышник, клюква); кусочки фруктов (яблоки, груши, бананы) и сухофруктов; ломтики овощей (тыква, морковь, кукуруза); семена трав (одуванчик, чертополох, мятлик); семена деревьев (клен, ясень); шишки; сырые орехи (кроме арахиса, который является токсичным для птиц); несоленые и нежареные семечки; несоленое и некопченое сало; крупа; Подойдут просо, пшеница, овсяные хлопья. Пшено нужно ошпарить кипятком, чтобы оно не прогоркло; кусочки сырого мяса; яичная скорлупа; порубленные на кусочки вареные яйца. Дети стоят полукругом, выполняют пальчиковую гимнастику, повторяя за педагогом (дом над головой; руки вытягивают вперед; загибают пальцы на правой руке; загибают пальцы на левой руке), проговаривая слова.
Дети определяются с помощником, приступают к украшению кормушек, заранее приготовленным материалом. Работают с клеем. После окончания работы, протирают руки влажными салфетками.
Дети называют лишнюю птицу, объясняя почему. Воробей лишний, потому, что он зимующий, а остальные перелетные. Ласточка лишняя, потому, что она перелетная, а остальные зимующие. Курица лишняя, потому, что она домашняя, а остальные зимующие. |
Заключительный этап (3 минут) |
Встречайте корреспондент газеты «Птичьи новости» Сорока - белобока. Она возьмет у вас интервью. Что нового вы узнали о зимующих птицах? Для чего нам перышки? Чем и где питаются зимующие птицы? Я вижу, что вы изготовили кормушки, для чего вы их сделали? Какой опыт вы провели, и какие сделали выводы? Вам понравилось путешествие? Нарисуйте смайлик с улыбкой, если понравилось, грустный, если не понравилось. А на память о зимующих птицах я подарю вам песенку, которую вы можете спеть дома и рассказать родителям о нас. |
Дети делятся впечатлениями о путешествии. Я узнал о многообразии зимующих птиц. Было интересно играть в игру «Путаница». Я попробую сделать кормушку сам. Теперь я знаю, как помогать птицам зимой. Дети рисуют смайлики, объясняя, понравилось путешествие или нет. Дети слушают песенку. |