Занятие для старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи по ФЭМП "Путешествие в страну сказок"

Занятие с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича.

Цель занятия: развивать интеллектуальные способности у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр В.В. Воскобовича.

Задачи:

  • закреплять у детей знания о количественном и порядковом счете в пределах 10, название геометрических фигур;
  • развивать умения ориентироваться в пространстве, составлять целое из частей.

Оборудование: "Квадраты Воскобовича", "Игровизоры", "Волшебные восьмерки", книга сказок, разрезные картинки, клубок ниток, свитки с заданиями для детей, браслеты для детей из центра самоопределения видов детской деятельности, магниты, аудиозапись "голоса" книги.

Ход занятия

Под музыку воспитатель и дети входят в группу. Воспитатель в процессе сматывает клубочек ниток, который закатился к ним в группу.
Воспитатель: Ребята, куда нас ведет клубочек? Посмотрите, сколько гостей встречает нас. Давайте поздороваемся. (Дети здороваются)
Воспитатель продолжает сматывать клубочек и вместе с детьми перемещаться к "волшебной" книге, которая лежит на подставке.

- Ребята, куда же нас привел клубочек? (Ответы детей)
Дети и воспитатель рассматривают книгу. "Волшебная" книга начинает говорить. Звучит аудиозапись голоса волшебной книги.

Волшебная книга: Меня зовут - Волшебная книга. Я - хранительница сказок. Ребята, как долго я вас ждала! Я очень нуждаюсь в вашей помощи.
- Случилось несчастье - куда-то исчезли названия моих сказок, а без них никто и никогда не сможет узнать, какие сказки я в себе храню!
- Ребята, посмотрите на меня, какая я стала старая и некрасивая. (плачет)

- Помочь мне справиться с бедой могут только самые смелые, умные и дружные дети, те, которые не боятся трудностей.
- Скажите, вы такие? (дети отвечают)
- Злодей этот могуч, назвать его я сама боюсь, о нем вы узнаете позже. Оставил он лишь свитки с заданиями, выполнив которые он обещал вернуть все на свои места!

Воспитатель: Ребята, вы хотите помочь волшебной книге?
- Что мы для этого можем сделать? (выполнить задания, узнать, кто тот злодей, который стер названия сказок, вернуть названия сказкам)
- Правильно, ребята, для того, чтобы помочь Волшебной книге, нам нужно узнать названия сказок, как их вернуть обратно и кто этот злодей.

- Дети, давайте вспомним нашу волшебную считалку, она нам обязательно поможет выполнить задания.
Дети все вместе произносят: "Кохле – охле – желе – зеле – геле – селе – фи". (Затем дети повторяют считалку быстрее 2-3 раза)
- Кого мы знаем с такими именами? (Гномиков!)

- Дети, прежде чем мы окажем свою помощь Волшебной книге, я предлагаю стать вам еще дружнее.
- Для этого вы можете подойти к центру самоопределения детской деятельности и взять себе цветные браслеты.
- У кого они совпадут по цвету, те дети будут работать в парах. Дети разбиваются на пары.

Воспитатель: А сейчас я открываю первый свиток с первым заданием. Что нарисовано на свитке? (Восьмерка!)
- Значит, с чем мы сегодня будем работать? (Ответы детей)
- Возьмите "волшебные восьмерки" и присаживайтесь за столы. (Дети находят и садятся)

- С этим заданием мы будем работать за столами парами.
- Молодцы! А теперь слушайте внимательно.
Воспитатель читает со свитка: Уберите палочки… и вы узнаете, в названии какой сказки есть эта цифра. (Дети убирают палочки, у них получилась цифра 2)

- Подумайте, в названии, какой сказки есть цифра 2? ("Два жадных медвежонка")
- Правильно, молодцы! А теперь выложите из восьмерок все палочки и слушайте следующее задание.
- Вставьте палочки… и скажите, какая цифра у вас получилась? (три)

- В названиях каких сказок встречается эта цифра? ("Три поросенка", "Три медведя", "Три толстяка")
- Книга с нами согласна. (Дети встают из-за столов)
- Переходим ко второму заданию. Открываем второй свиток. Что на нем изображено? (волшебный квадрат)

Воспитатель: Правильно. Сейчас мы будем работать с "волшебными квадратами".
- Возьмите их и присаживайтесь в кружок на ковре. (Дети выбирают себе по одному волшебному квадрату и рассаживаются на ковре)
- На каждое предложение из сказки, необходимо сделать подходящую фигуру из "Волшебного квадрата". Слушайте внимательно.

Читает со свитка: В одном городе, в доме злой мачехи, жила-была девочка. Какую подходящую фигуру можно выложить из волшебного квадрата? (Дети обсуждают и приходят к выводу, что могут сделать домик)
Воспитатель с детьми выкладывают домик из квадратов Воскобовича.

- Злая мачеха обижала девочку и плохо ее кормила. Чем можно угостить и порадовать обделенного ребенка? (конфетой)
Воспитатель с детьми выкладывают конфету из квадратов Воскобовича.
- Добрая фея жалела свою крестницу, помогла ей, и по мановению волшебной палочки девочка оказалась в нарядном платье и в хрустальных …? (туфельках)

Воспитатель с детьми выкладывают туфельку из квадратов Воскобовича.
- Ребята, как называется сказка, из которой вы услышали отрывки? ("Золушка". Звучит одобрительный звук волшебной книги)
- Книга с нами снова согласна! Ребята, давайте аккуратно сложим волшебные квадраты на места и немного отдохнем.

Физкультминутка

Мы присядет столько раз, сколько девочек у нас, (дети приседают по количеству девочек)
А подпрыгнем столько раз, сколько мальчиков у нас, (дети подпрыгивают по количеству мальчиков)
Раз, два, три, четыре, пять, (дети выдвигают руки вперед, одновременно сгибают пальцы рук)
Волшебной книге будем помогать!

Воспитатель: Вот, ребята, мы с вами отдохнули, а теперь нам пора открыть третий свиток и выполнить следующее задание. Что на нем вы видите? (Игровизор)
- Ребята, прежде чем начать выполнять задание, возьмите игровизоры и присаживайтесь за столы.

Воспитатель читает со свитка: С помощью этого предмета наш герой смог преодолеть все препятствия, победить злого Карабаса – Барабаса и найти путь к сказочному кукольному театру.
- Ребята, у вас на столах лежат "Игровизоры".
- Ваша задача от точки под мою диктовку изобразить этот волшебный предмет. Только будьте внимательны!

Воспитатель предлагает одному ребенку выполнить задание на коврографе с помощью "липких шнурочков". Остальные дети рисуют в игровизорах.
- Какой предмет у вас получился? (ключик)
- В названии какой сказки мы встречаем этот предмет? ("Золотой ключик, или приключения Буратино")

Звучит одобрительный звук волшебной книги. Дети встают из-за столов.
- Ну вот, у нас остался последний свиток. Что на нем нарисовано? (разрезная картинка)
- Вам предстоит собрать картинку, и тогда вы узнаете злодея, навредившего книге.

Дети становятся вокруг стола и собирают картинку Кощея.
- Ребята, как вы думаете, кто у вас получился? (Кощей Бессмертный)
- Так вот какой злодей навредил Волшебной книге и стер названия сказок! (Воспитатель незаметно меняет старую книгу на новую)

Волшебная книга: Спасибо, ребята, вы нашли отгадку. Это – Кощей Бессмертный! Благодаря вам, все названия сказок стали на свои места.
- Я снова стала новая и красивая! И теперь каждый человек сможет узнать, какие сказки я в себе храню!
Воспитатель: Ребята, скажите, мы смогли помочь волшебной книге? (Ответы детей)

- Что мы сделали, чтобы решить проблему?
Дети: Отвечали на вопросы, нашли злодея, похитившего названия сказок и вернули их обратно в книгу! Воспитатель подводит детей к магнитной доске, на которой расположены картинки Пьеро и Буратино.

Воспитатель: А сейчас, я вам предложу картинки из еще одной книги - Книги настроения. А это персонажи, которые в ней живут. Кто это? (Буратино и Пьеро)
- Правильно. Какое у Буратино всегда настроение?
Дети: Веселое, задорное, он любит шутить и смеяться.

Воспитатель: А Пьеро, каким бывает? (грустным)
- Верно, грустным, плаксивым, унылым. Если у вас после нашего путешествия настроение стало хорошим, веселым, то прикрепите на магнитную доску смайлик с улыбкой под изображением Буратино.

- А если у вас настроение стало грустным, унылым, то поместите грустный смайлик под картинкой с Пьеро.
Дети прикрепляют магниты на доску. Воспитатель с детьми обсуждает количество грустных и веселых смайликов. Спрашивает детей, которые прикрепили грустные смайлики, что было особенно тяжело во время занятия, подбадривает их.

Воспитатель: Спасибо, ребята. На этом наше путешествие закончено.
- Давайте все вместе попрощаемся с нашими гостями. (Дети прощаются и уходят)

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!