С каждым годом возрастает количество детей, имеющих различные речевые нарушения.
Логопедическая работа, проводимая в период дошкольного детства, позволяет своевременно выявить и максимально скорригировать имеющиеся речевые нарушения, существенно ускорить темпы развития ребенка, предупредить возможные вторичные личностные нарушения и обеспечить более успешное школьное обучение.
Одной из эффективных форм взаимодействия учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста являются индивидуальные занятия.
Практическая значимость
Предлагаемый конспект индивидуального логопедического занятия целесообразно использовать со старшими дошкольниками в зимний период на этапе автоматизации звука С в речи.
Цель: автоматизация звука С в открытых слогах и в позиции в начале слова.
Задачи:
Оборудование: баночка с конфетти с трубочкой; сюжетные картинки по теме "Времена года", картинка елки, предметные картинки на звук С (самолет, санки, сумка, собака, сачок, сушка, сорока, солнце, сыр), ноутбук.
Этап |
Деятельность педагога |
Деятельность ребенка |
Организационный момент |
Педагог предлагает поделиться хорошим настроением. |
Ребенок улыбается. |
Проверка домашнего задания |
Логопед проверяет домашнее задание по теме «Автоматизация звука С в открытых слогах». Просит ребенка произнести слова со звуком С в начале слова. За каждое правильно произнесенное слово логопед рисует в тетради снежинку. |
Ребенок произносит слова. |
Актуализация знаний
|
Педагог предлагает ребенку отгадать загадку о зиме: «Ни ведерка, ни кисти, ни рук, а побелит все крыши вокруг» |
Ребенок отгадывает загадку и объясняет свой ответ. |
Изучение нового материала |
Педагог сообщает ребенку, что сегодня на занятии он и ребенок будут говорить о зиме и продолжат учиться правильно произносить звук С. Педагог выясняет у ребенка основные признаки зимы. Просит поделиться впечатлениями о зимних забавах. Затем предлагает устроить в помещении метель. Дыхательное упражнение «Метель» Логопед предлагает подуть через трубочку в банку, на дне которой лежат белые конфетти. |
Ребенок вспоминает, как правильно произносить звук С. Ребенок вспоминает признаки зимы и зимние забавы. Ребенок вспоминает значение слова «метель». Ребенок выполняет упражнение. |
Д/и «Подбери картинки»
Пальчиковая гимнастика «Елка» |
Логопед предлагает ребенку из серии картинок выбрать те, которые относятся к зиме.
Логопед предлагает вспомнить, какой праздник отмечается зимой, назвать, без чего не может быть Нового года и выполнить упражнения пальчиковой гимнастики. |
Ребенок составляет предложения по картинкам, например «Зимой реки покрываются льдом». Ребенок образовывает существительные в форме родительного падежа. Выполняет упражнения пальчиковой гимнастики. |
Физминутка с видео «Елка» |
Логопед предлагает повторить движения за елкой на мониторе компьютера. |
Ребенок выполняет упражнения. |
Д/и «Укрась елку» |
Педагог предлагает украсить елку только предметами, которые начинаются на звук С. |
Ребенок выбирает из картинок только предметы на звук С(самолет, санки, сумка, собака, сачок, сушка, сорока, солнце, сыр) Составляет предложения: «Я украшу елку санками» |
Подбор родственных слов к слову "снег" |
Педагог предлагает назвать слова, в которых «живет» слово «снег», просит правильно произносить звук С. |
Ребенок подбирает однокоренные слова. |
Д/и «Четвертый лишний» |
Педагог просит назвать лишний предмет: - снеговик, снегопад, сугроб, Снегурочка; - санки, лыжи, сумка, коньки. |
Ребенок называет лишнее слово и объясняет свой ответ. |
Итог занятия |
Педагог предлагает вспомнить, чем занимался на занятии, что больше понравилось, что вызывало трудности. Просит уточнить артикуляцию звука С. Педагог оценивает работу ребенка. |
Ребенок делится впечатлениями о занятии, уточняет правильную артикуляцию звука. |
Домашнее задание |
Педагог предлагает ребенку домашнее задание по пройденной теме. |
|
Выводы
Справиться детям с имеющимися у них речевыми нарушениями и появляющимися из-за них проблемами может помочь правильно организованная коррекционная работа. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для исправления дефектов речевого развития.
Хорошо развитая речь ребенка важна для успешного обучения в школе, результат квалифицированной помощи учителя-логопеда в дошкольном учреждении.
Представленный материал направлен на преодоление нарушений звукопроизношения и содержит эффективные игровые приемы и упражнения, которые развивают артикуляционную и мелкую моторику, речевое дыхание, словарный запас, фонематический слух и фонематическое восприятие, диалогическую речь, совершенствуют грамматический строй, а также повышают интерес ребенка к познавательно-речевой деятельности.