Конспект НОД по теме "Звук С в открытых слогах и в позиции в начале слова"

С каждым годом возрастает количество детей, имеющих различные речевые нарушения.

Логопедическая работа, проводимая в период дошкольного детства, позволяет своевременно выявить и максимально скорригировать имеющиеся речевые нарушения, существенно ускорить темпы развития ребенка, предупредить возможные вторичные личностные нарушения и обеспечить более успешное школьное обучение.

Одной из эффективных форм взаимодействия учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста являются индивидуальные занятия.

Практическая значимость

Предлагаемый конспект индивидуального логопедического занятия целесообразно использовать со старшими дошкольниками в зимний период на этапе автоматизации звука С в речи.

Цель: автоматизация звука С в открытых слогах и в позиции в начале слова.

Задачи:

  • Уточнить и расширить словарь по темам "Зима" "Новогодние праздники".
  • Корригировать звукопроизношение и речевое дыхание.
  • Развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложением.
  • Развивать фонематическое восприятие.
  • Развивать общую моторику, связную речь, активный словарь.

Оборудование: баночка с конфетти с трубочкой; сюжетные картинки по теме "Времена года", картинка елки, предметные картинки на звук С (самолет, санки, сумка, собака, сачок, сушка, сорока, солнце, сыр), ноутбук.

Ход занятия

Этап

Деятельность педагога

Деятельность

ребенка

Организационный момент

Педагог предлагает поделиться хорошим настроением.

Ребенок улыбается.

Проверка домашнего задания

Логопед проверяет домашнее задание по теме

«Автоматизация звука С в открытых слогах». Просит ребенка произнести слова со звуком С в начале слова. За каждое правильно произнесенное слово логопед рисует в тетради снежинку.

Ребенок произносит слова.

Актуализация знаний

 

Педагог предлагает ребенку отгадать

загадку о зиме: «Ни ведерка, ни кисти, ни рук, а побелит все крыши вокруг»

Ребенок отгадывает загадку и объясняет свой ответ.

Изучение нового материала

Педагог сообщает ребенку, что сегодня на занятии он и ребенок будут говорить о зиме и продолжат учиться правильно произносить звук С. 

Педагог выясняет у ребенка основные признаки зимы. Просит поделиться впечатлениями о зимних забавах. Затем предлагает устроить в помещении метель.

Дыхательное упражнение «Метель» 

Логопед предлагает подуть через трубочку в банку, на дне которой лежат   белые конфетти.

Ребенок вспоминает, как правильно произносить звук С. 

Ребенок вспоминает признаки зимы и зимние забавы.  

Ребенок вспоминает значение слова «метель». 

Ребенок выполняет упражнение.

Д/и «Подбери картинки» 

 

Пальчиковая гимнастика «Елка»

Логопед предлагает ребенку из серии картинок выбрать те, которые относятся к зиме.

 

Логопед предлагает вспомнить, какой праздник отмечается зимой, назвать, без чего не может быть Нового года и выполнить упражнения  пальчиковой гимнастики.

Ребенок составляет предложения по картинкам, например «Зимой реки покрываются льдом». 

Ребенок образовывает существительные в форме родительного падежа. Выполняет упражнения пальчиковой гимнастики.

Физминутка с видео «Елка»

Логопед предлагает повторить движения за елкой на мониторе компьютера.

Ребенок выполняет упражнения.

Д/и «Укрась елку»

Педагог предлагает украсить елку только предметами, которые начинаются на звук С.

Ребенок выбирает из картинок только предметы на звук С(самолет, санки, сумка, собака, сачок, сушка, сорока, солнце, сыр) Составляет предложения: «Я украшу елку санками»

Подбор родственных слов к слову "снег"

Педагог предлагает назвать слова, в которых «живет» слово «снег», просит правильно произносить звук С.

Ребенок подбирает однокоренные слова.

Д/и «Четвертый лишний»

Педагог просит назвать лишний предмет:

- снеговик, снегопад, сугроб, Снегурочка;

- санки, лыжи, сумка, коньки.

Ребенок называет лишнее слово и объясняет свой ответ.

Итог занятия

Педагог предлагает вспомнить, чем занимался на занятии, что больше понравилось, что вызывало трудности. Просит уточнить артикуляцию звука С. 

Педагог оценивает работу ребенка.

Ребенок делится впечатлениями о занятии, уточняет правильную артикуляцию звука.

Домашнее задание

Педагог предлагает ребенку домашнее задание по пройденной теме.

 

Выводы

Справиться детям с имеющимися у них речевыми нарушениями и появляющимися из-за них проблемами может помочь правильно организованная коррекционная работа. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для исправления дефектов речевого развития.

Хорошо развитая речь ребенка важна для успешного обучения в школе, результат квалифицированной помощи учителя-логопеда в дошкольном учреждении.

Представленный материал направлен на преодоление нарушений звукопроизношения и содержит эффективные игровые приемы и упражнения, которые развивают артикуляционную и мелкую моторику, речевое дыхание, словарный запас, фонематический слух и фонематическое восприятие, диалогическую речь, совершенствуют грамматический строй, а также повышают интерес ребенка к познавательно-речевой деятельности.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!