Конспект логопедического занятия в старшей группе "Удачная рыбалка"

Логопедическое занятие для детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи.

Цель: закрепить знания детей по теме "Пресноводные рыбы".

Задачи:

  • Расширить словарный запас по теме "Пресноводные рыбы".
  • Совершенствовать синтаксическую сторону речи (составление простых распространенных предложений по картинкам с союзом и).
  • Развивать навыки слогового анализа и грамматический строй речи (согласование числительных с существительными).
  • Упражнять в образовании формы родительного падежа единственного числа.

Активизация словаря: рыбалка, рыбак, рыбы, речные, налим, судак, щука, лещ, пресная вода, пресноводные рыбы.

Оборудование: презентация "Пресноводные рыбы", предметные картинки по теме, удочки, синее полотно, три ведерка, мяч, глазодвигательный тренажер "Рыбка", дыхательный тренажер "Мошка".

Предварительная работа: познакомить детей с пресноводными рыбами по предметным картинкам, сравнение сходных по внешнему виду рыб.

Ход логопедического занятия

Логопед: Дети, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся!
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.

- Послушайте загадку "В воде они живут, нет клюва, а клюют"
- Кто это? (Рыбы)
- Если рыбы живут в море их как называют? (морские)

- А если рыбы живут в реке их как называют? (речные)
- В море вода соленая, а в реке вода без соли и такую воду называют пресной и рыб тоже называют пресноводными.
- Мы сегодня с вами отправляемся на рыбалку и поговорим о пресноводных рыбах.

- Подойдите к столу и возьмите по 2 карточки с изображением предмета необходимого нам для рыбалки. (удочка, палатка, стульчик, ведро, бутылка воды, сапоги, плащ-дождевик, сачок, аптечка, телефон, котелок, посуда, документ, зонт, фонарик, кепки)
- Все предметы мы будем складывать в рюкзак со словами...

Словесная игра "Я возьму …"

- Хорошо! Я вас всех беру с собой на рыбалку.
По ровненькой дорожке шагают наши ножки.
По дорожке мы пошли к нашей речке подошли.
Постоим, послушаем. (на экране река)

Логопед: Скажите, что вы слышали? (шум воды, кваканье лягушек, пение птиц)
- Посмотрите, а в реке плещутся рыбки, они приветствуют нас и предлагают выполнить артикуляционную гимнастику под музыку с движениями.

Артикуляционная гимнастика

- Возле речки всегда много разных насекомых и мошек, предлагаю выполнить дыхательную гимнастику.
- Но сначала вспомним, как нужно ее выполнять. Спокойный вдох через нос, плечи не поднимаем, животик надувается и плавный долгий выдох через рот, чтобы мошка далеко могла улететь.

Дыхательная гимнастика "Мошка"
(Трубочки и силуэт мошки)

- Обратите внимание, с утра сидит на речке рыболов-любитель, сидит, мурлычет песенку, а песенка без слов.
Рыбак: Тра-ля-ля, тра-ля-ля, тра-ля-ля.

- Здравствуйте ребята! Рад вас видеть, присаживайтесь. Давайте я вам расскажу про правила рыбной ловли.
- Удочки все берем, рыбок ловим, достаем,рыбку не пугаем, друг другу не мешаем. Поймали, тихо сидим, ждем всех остальных.

Игра "Поймай рыбку на крючок"

Рыбак: Пойманную рыбу держим в руках и называем "Я поймал…", по окончании рыбок складывают в ведро.
Логопед: В ведре чистая вода, пустим рыбок мы туда.

Игра "Разложи по ведеркам"

- Если в слове один слог бросаем рыбку в ведро с цифрой 1, если два слога - с цифрой два, если три, то с цифрой три.

Игра "Кого не стало?"

- Мы с вами сейчас поиграем в игру "Кого не стало?"
- Ребята, вспомните, какую рыбу вы поймали в реке и положили в ведро?
- Свой ответ начинаем так: "Не стало щуки".

Игра проводиться до тех пор, пока не ответят все дети.
Рыбак: А теперь посмотрите, сколько рыб поймал я. Помогите мне сосчитать их.

Игра "Сосчитай-ка сколько рыб"

(Презентация "Цифра и рыбы". Счет от 1 до 5)
Рыболов поймал пять щук.
Рыболов поймал ...

Пальчиковая гимнастика

Рыбка в речке живет, (ладонями плавные движения)
Рыбка в речке плывет
Хвостиком ударит вдруг, (ударить по коленям)
И услышим мы: плюх, плюх (соединить ладошки и похлопать ими у основания)

Рыбак: А вот и наши рыбки.

Глазодвигательная гимнастика

Рыбка плавала, ныряла, вверх и вниз, вверх и вниз.
По волнам, по волнам, тут и там, тут и там.
Вот она какая, рыбка речная.

Логопед: Вода в реке не соленая, а какая? (пресная)
- И рыбу, которую выловили в пресной воде как называют? (пресноводная)

Пресноводные рыбыПресноводные рыбы

Игра с мячом - называние слов, обозначающих действия.
Логопед: Давайте вспомним, что рыбы умеют делать в воде?
Дети: играют, плавают, резвятся, едят, дышат, кувыркаются, клюют, растет, размножается

Логопед: А теперь выполняем зарядку.
Вверх рука, вниз рука,
Потянули их слегка,
Быстро поменяли руки,
Нам сегодня не до скуки.

Рыбак: Посмотрите, у меня есть картинки и я предлагаю вам разделиться на 2 команды и придумать по ним небольшой рассказ.
- Одна команда - девочки, вторая - мальчики.
- Выберете кто у вас будет главным – командиром.

- Командиры подходят и выбирают картинку для своей команды. А теперь послушайте о чем нужно рассказать: Кто изображен на картинке?
- Что делает?

- Думать будем под песочные часы, заканчивается песок, командиры выходят и рассказывают. (Рассказы детей по картинкам)
Рыбак: Ребята, рыбалка наша подошла к концу.

Рефлексия

Логопед: Дети, понравилось ли вам путешествие к реке и встреча с рыбаком?
- А что вам запомнилось и понравилось больше всего?
Рыбак: Спасибо вам, а мне пора прощаться и на память о нашей интересной рыбалке я дарю вам рыбок.

- Предлагаю их дорисовать и выполнить штриховку. До свидания.
Логопед: А мы сначала разомнем наши пальчики и поиграем в игру.

Игра "Рыбки-камни–водоросли"

Сначала объясняем детям значение команд:

  • "рыбки" - дети свободно передвигаются по группе, изображая рыбок;
  • "камни" - дети стоят;
  • "водоросли" - дети покачивают руками над головой.

Логопед: А теперь подходим к столу и выполняем задание.
- Наше занятие закончено. До свидания!

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!