Для детей старшей группы компенсирующей направленности с ТНР (второй год обучения, третий период).
Задачи:
Предварительная работа:
Оборудование: ребус "Дюймовочка", интерактивная доска, смонтированные отрывки из мультфильма "Дюймовочка" (Юго Сэрикава 1978 год и Союзмультфильм 1964 год), комнатные растения, бумаги с изображенными цветочными горшками (для выбора), восковые мелки,мухыувльное сопровождение для рисования, план-схема для составления рассказа о выращивании сказочного цветка, магниты с изображением Дюймовочки по количеству детей.
Дети заходят, здороваются с гостями.
- Дети, давайте посмотрим, что это лежит у меня на столе? (ребус)
- Попробуем его разгадать. (Дюймовочка)
- Кто такая Дюймовочка? (Девочка из сказки Г.Х. Андерсена)
- Думаю, этот ребус появился неспроста. Давайте посмотрим на экран. (показ отрывка из мультфильма "Дюймовочка")
Добрая женщина из сказки "Дюймовочка":
- Дети, помогите, колдунья дала мне вместо волшебного ячменного зерна обычное. Я долго ухаживала за ростком, но чуда не произошло…
- Какого же чуда ждала эта женщина? Появления ребенка. Как же мы сможем помочь?
- Найти волшебника, сходить и попросить еще одно зернышко; придумать другое начало к сказке.
- Я предлагаю каждому из вас вырастить цветок для Дюймовочки. Но "вырастить" его в своем воображении: сначала придумать, затем нарисовать и наконец, рассказать о нем.
Упражнение в составлении словосочетаний прилагательное + существительное
- Посадочный материал для цветка необходимо взять особенный, например: Сказочное семечко.
- А что еще можно взять, скажите, заменив слово сказочное другим похожим признаком. (Волшебный черенок; чудесный отросток, необычную луковицу, фантастический листок)
- Сейчас, приглашаю вас в небольшую оранжерею, чтобы рассмотреть комнатные растения и использовать увиденное в своих рисунках. (Подводит детей к столам, на которых размещены комнатные растения)
Упражнение в составлении предложений со словами противоположными по смыслу
- Посмотрите, стебли у комнатных растений бывают сочными как у каланхоэ и твердыми как у гибискуса. Кто еще расскажет про стебли? (Ответы детей)
- Стебли бывают высокие как у гибискуса и низкие как у фиалки. Стебли бывают прямыми как у каланхоэ и кривыми как у циссуса. Стебли бывают гибкими как у циссуса и хрупкими как у каланхоэ.
- Теперь давайте расскажем про листья. Листья бывают гладкие как у бегонии и опушенные как у фиалки. Листья бывают длинными как у глоксинии и короткими как у каланхоэ.
- Листья бывают крупными как у бегонии и мелкими как у традесканции. Листья бывают тонкими как у хлорофитума и широкими как у глоксинии. Листья бывают светло-зелеными как у хлорофитума и темно-зелеными как у бегонии. Листья бывают однотонными как у циссуса и пестрыми как у бегонии.
- А теперь посмотрите на цветы они бледные и яркие, а еще … (Ответы детей)
- Простые и махровые, крупные и мелкие, одиночные и в соцветиях, одноцветные и двуцветные ...
- Молодцы, теперь разбирайте горшочки для своих рисунков и садитесь за столы. (Дети берут заготовленные листы бумаги с изображением цветочных горшочков и садятся за столы)
Упражнения на профилактику нарушений зрения
- Закройте глазки и представьте, что ваше растение выросло, цветок распустился, каким он будет?
- Откройте глазки, поморгайте, посмотрите вверх, вниз, вправо, влево. (Дети выполняют инструкцию логопеда)
Упражнение на проявление творчества, реализацию задуманного в рисунке
Приступайте к изображению своего придуманного комнатного растения с помощью восковых мелков. Дети рисуют волшебный цветок по представлению. Ближе к окончанию работы спрашиваем у каждого ребенка, как он назовет свой цветок.
- Потрудились хорошо пора немного отдохнуть.
Упражнение на согласование речи с движением
Мы цветочки поливаем,
Землю палочкой взрыхляем.
Вот росточек появился,
Потихоньку распустился.
Пусть цветочки подрастают,
Пусть на радость расцветают,
А мы тряпочки возьмем,
Все подставочки протрем.
К солнцу тянутся листочки,
Будут чистыми горшочки. (Дети выполняют движения в соответствии с текстом)
Коллективное составление плана рассказа
- У вас получились очень подходящие цветы для Дюймовочки. Осталось только о них рассказать. Составим план. (Выставляет на мольберт первую часть схемы-плана)
- Как вы думаете, с чего же необходимо начинать? (Надо цветок посадить)
- О чем будем рассказывать дальше? (Ответы детей как ухаживали за растением. Помещает на мольберт вторую часть схемы-плана)
- Вот ваше растение появилось, цветок расцвел. Что о нем можно сказать? (Рассказывают как он выглядит. Помещает на мольберт третью часть схемы-плана)
- Когда вы рисовали, я у каждого о чем-то спросила? Что необходимо придумать? (Название цветка. Помещает на мольберт четвертую часть схемы-плана)
- Как вы считаете, когда Дюймовочка покинет цветок, растение будет продолжать расти? (да)
- Значит, что необходимо добавить? (Ответы какую пользу растение будет приносить людям. Помещает на мольберт пятую - последнюю часть схемы-плана.
- А теперь, немного соберитесь с мыслями, и мы послушаем ваши рассказы.
Рассказывание детей по плану и собственному рисунку
С элементами творчества. (3-4 ребенка)
- Молодцы вы замечательно справились. Остальные рассказы мы обязательно запишем и отправим доброй женщине из сказки.
- Прошу выйти детей кто еще не показал свои работы.
- Расскажите по очереди, как вы назвали свой цветок?
- Какую пользу растение будет приносить людям? (Дети выходят, показывают свои рисунки, рассказывают, как назвали свой цветок и какую пользу он приносит людям)
- Думаю, нам пора подойти к экрану, Добрая женщина сообщит вам что-то важное.
Добрая женщина из сказки "Дюймовочка": Спасибо, у вас получились чудесные цветы, от каждого я взяла по чуть-чуть и вот что получилось … (На экране отрывок из мультфильма "Появление Дюймовочки из цветка")
- За вашу помощь высылаю небольшие сувениры, они скоро будут в группе, до свидания.
- Что вас сегодня удивило на занятии?
- Что вам показалось трудным?
- Что вам понравилось делать?
- Молодцы, спасибо вам за помощь и активность идите в группу.