Цель: формирование у детей дошкольного возраста начал экологической культуры на народных традициях Чувашского края.
Программное содержание:
- развивать у детей старшего дошкольного возраста устойчивый познавательный интерес, любознательность и познавательную мотивацию к родной природе.
- Продолжать знакомить детей с народными приметами о погоде и разными формами взаимодействия двух систем – человека и природы, показывая оптимальные пути их взаимопроникновения и временные изменения в мире.
- Развивать навыки наблюдения за состоянием природы и ведением календаря "Народное погодоведение".
- Формировать позитивные установки к различным видам труда и творчества. Воспитывать эмоционально-положительное отношение к природным объектам.
Дети здороваются с гостями и встают полукругом перед календарем природы.
Рады гостям, как добрым вестям
Всех привечаем, душевно встречаем.
Воспитатель: Ребята, как называют человека, который занимается предсказанием погоды на будущее?
Дети: Синоптик
Воспитатель: Правильно. Синоптики используют много современных приборов и даже космические спутники, а мы с вами сможем предсказать погоду? Например, на завтрашний день.
Дети: Мы можем предсказать погоду по народным приметам
Воспитатель: Правильно дети. Люди с давних времен наблюдали за поведением животных, птиц, растений, за изменением в погоде и старались предсказать ее на ближайшее время. Давайте мы с вами тоже попробуем предсказать погоду. Вчера мы с вами наблюдали за погодой и пытались определить погоду на сегодняшний день. Расскажите, что мы видели вчера во время прогулки и зарисовали?
Дети: Мы видели облака. Они перемещались в разные стороны.
Воспитатель: Да, правильно, облака двигались в разные стороны. И мы знаем приметы с этим природным явлением. Максим, расскажи, пожалуйста, эту примету.
Максим: Если облака двигаются в разные стороны, то будет дождь.
Воспитатель: Мы вчера вместе поставили карточку с этой приметой, а какая эта примета?
Дети: Краткосрочная
Воспитатель: Правильно, это примета краткосрочная. По ней мы можем предсказать погоду на ближайшее будущее, на завтра. Вспомните за чем мы вчера наблюдали. Какая примета к ней подходила? Какую погоду на сегодня мы предсказали? Сбылось ли наше предсказание? Как мы изобразим это на нашем календаре? Нарисуйте. Какой рисунок мы могли бы нарисовать по сегодняшнему наблюдению?
Воспитатель: А какие приметы мы еще знаем?
Дети: Долгосрочные
Воспитатель: Кто помнит долгосрочные приметы, связанные с определенными датами?
Дети: Мы помним. "Если 14 июня будет дождь, то до конца месяца будет такая же погода"
Воспитатель: А какая была погода в этот день?
Дети: Шел дождь, а потом выглянуло солнце.
Воспитатель: Дети, скажите, какое сегодня число? А месяц? Вспомните долгосрочную примету, которая связана с сегодняшним днем.
Дети: Мы знаем. "Если 16 июня подует северо-западный ветер, то лето будет сырое"
Воспитатель: Мы сегодня на прогулке определили, какой сегодня дует ветер. Ветер оказался южным, а не северо-западным. Значит, все-таки лето в июле будет.
- Что мы можем наблюдать и видеть интересного на прогулке?
Дети: Мы можем наблюдать за животными, птицами, насекомыми, растениями.
Воспитатель: Какие приметы по ним мы наблюдали?
Дети: "Если ласточки летают низко и очень щебечут, будет дождь". "Ворон высоко летает – к ветру". "Верхушки деревьев качаются – погода переменится".
Воспитатель: Молодцы ребята. Вы все очень любознательные, внимательные, самостоятельные, смышленые. Вы настоящие исследователи. Теперь вы можете предсказывать погоду по народным приметам. Вам нравится наблюдать за природой Родного края?
Дети: Да, мы хотим дальше узнавать новые народные приметы.