Непрерывная непосредственная образовательная деятельность с детьми 5-6 лет (старшая группа) по программе этноэкологического образования дошкольников.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.
Цель: познакомить с чувашскими народными приметами и чувашским гигроскопом, предсказывающими погоду.
Задачи
Образовательные:
- совершенствовать представления о фактуре предметов (пористый, плотный, …);
- систематизировать и уточнить чувашские народные приметы о погоде на основе наблюдений по живой и неживой природе;
- совершенствовать глазомер.
Развивающие:
- развивать у детей старшего дошкольного возраста устойчивого познавательного интереса, любознательности и познавательной мотивации к родной природе;
- развивать проектно-исследовательскую деятельность народных примет о погоде;
- развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира.
Воспитательные:
- способствовать развитию проектной деятельности нормативного типа ( нормативная проектная деятельность – это проектная деятельность, направленная на выработку детьми норм и правил поведения в детском коллективе);
- формировать культуру познания и интеллектуальную активность;
- воспитывать эмоционально-положительное, бережное отношение к окружающему миру и природе.
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, речевая.
Формы организации: подгрупповая деятельность (6 человек); совместная и самостоятельная деятельность детей.
Оборудование или материал к ННОД: барометр, чувашский гигроскоп, бруски дуба и липы, контейнеры на каждого ребенка, ведра с водой, ноутбук и мультимейдиный экран, картинки с изображением насекомых и цветов, стеллаж с научной детской литературы, карта-схемы на каждого ребенка, карандаши, фломастеры, ручки гелиевые, заметки для записей, столы, стулья, именные бейджики, одежда научных сотрудников, мольберт, магниты, бумага для заметок.
Предварительная работа по плану интеграции: знакомство с понятием: синоптики, барометр, атмосферное давление, живые барометры, научный доклад, работа с картой-схемой.
Место проведения: веранда
Ход занятия
«Чувашский народный гигроскоп»
Воспитатель:
- Доброе утро, дети! Доброе утро, уважаемые гости! Дети, сегодня на нашем занятии присутствуют гости. Предлагаю поприветствовать всех присутствующих.
Дети приветствуют хором:
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю
Всех мы вас приветствуем!
Дети стоят в полукругу
В: Ребята, сегодня мы с вами собрались, чтобы узнать много нового и удивительного о природе. Среди живой природы у человека много друзей, ведь природа всегда была для него мудрым советчиком, учителем и союзником.
Присоединение к теме занятия.
В: Ребята, вы заметили, какая сегодня погода?
Д: Ответы детей.
В: А как можно узнать, какая погода будет завтра?
Д: ответы детей (из газет, телевизора)
В: А кто нам её сообщает?
Д: Ответы детей (синоптики)
В: Используют синоптики различные приборы, сложную аппаратуру для предсказания погоды. Один из таких приборов – барометр, при помощи которого ученые узнают, какая погода будет в ближайшее время, в ближайшие дни. Но в природе существуют свои «живые барометры».
Как вы думаете. Кого называют «живыми барометрами?»
Д: Ответы детей.
В: Совершенно верно. Это птицы, насекомые. Растения, животные. Наблюдая за поведением, которых, можно узнать, какая погода будет ближайшее время. Очень давно, когда не было сложных приборов, люди присматривались к природе, замечали повадки животных перед дождем, снегом, ветром, солнечной погодой. Так возникли народные приметы. Этими народными приметами мы пользуемся до сих пор.
Предлагаю посмотреть на экран и вспомнить по живым существам, которые могут предсказать погоду.
Д: 1 слайд: Паук
Если паук находится по седине паутины, то к солнцу (теплой погоде).
2 слайд: Божья коровка
Если она летит вниз – к дождю, вверх – к солнечной погоде.
3 слайд: Мать-и-мачха
Если цветочки закрыты – к дождю, открыты – к теплу.
4 слайд: Червяк
Если дождевые червяки выползают наружу – к дождю.
5 слайд: Лягушки
Если вечером разносится громкое кваканье, то на следующий день будет хорошая погода. К непогоде лягушки тоже квакают, но не заливистой трелью, а глухо.
В: Молодцы. Ребята, а кто скажет, как называют ученых, занимающихся изучением животных и растений?
Д: Ответы детей (зоологи и ботаники)
В: Правильно. А еще они готовят научные доклады. Кто скажет, что такое доклад?
Д: Ответы детей.
В: Хорошо, ребята, доклад – это такие рассказы, в которых ученые рассказывают, что и как изучали. А вы желаете стать хоть на короткое время настоящими учеными?
Д: ответы детей.
В: Для этого предлагаю надеть академические шапки и именные бейджики. И самостоятельно подготовить научные доклады. Для того, чтобы провести исследование, вы должны выбрать интересующуюся для вас тему. На столе предлагаются разнообразны картинки. Можете выбрать тему, карту схемы; для подготовки научного доклада также поможет литература, где можете найти подходящую информацию.
Ребята, для вашей работы отводится 15 минут. После ваших исследований, подведение выводов, вы выступите в научной конференции с докладами. Конференция называется «Существуют ли живые барометры в природе?»
Д: дети делают научные исследования. Обращаются с вопросами к гостям, подходят к стенду с литературой.
Доклад детей по карте схемы.
В: Вот мы с вами и выяснили, что в природе существуют живые барометры, по которым можно предсказать состояние погоды.
Ребята, живые барометры – это язык природы. Первыми предсказателями об изменениях погоды в каждой сельской деревне были старцы, сторожилы – т.е. люди наблюдатели.
В современном мире у нас есть космические спутники, которые посылают сигналы синоптикам. Синоптики обрабатывают данные, делают прогноз и с этим прогнозом выступают по телевидению.
Кто видел или слушал прогноз погоды по телевидению?
Д: Ответы детей.
В: Ребята, но в давние времена у чувашей не было же космических спутникоВ Но зато был удивительный прибор, который помогал определить состояние погоды.
А с прибором вас познакомит специалист, научный сотрудник краеведческого музея – Елена Васильевна. Она вам расскажет, что это за прибор, как он устроен и как работает.
Елена Васильевна, вам слово.
Выступление научного сотрудника:
В давние – давние времена чувашские крестьяне могли определить погоду по прибору «Гигроскоп». Он помогал определить, какая будет погода – сухая или влажная.
Хотите узнать, как он работает?
Для этого брали древесину дуба и липы. Они должны были быть по весу одинаковы. И получается, что дуб короче, а липа длиннее.
Как вы думаете, ребята, почему?
Д: Ответы детей (дуб тяжелее, липа легче)
Н.С.: Правильно. Обратите внимание на цвет. Дуб темнее, липа светлее. Посередине их скрепляли. Затем на стене чертили линию и на специальный крючок подвешивали «гигроскоп». Так и определяли, какая будет погода. Если дуб оказывался высоко, значит, будет сухая погода. А если вниз опускается липа, значит, будет влажная погода.
Вспомните, что перед дождем воздух влажный, насыщенный, тяжелый, много водяного пара, а древесина липы – она пористая, мягкая и впитывает влаги больше, чем дуб. Дуб он более плотный и меньше впитывает влаги, поэтому он поднимается повыше и легче, а липа становится тяжелее, потому что она длине и в ней влаги больше.
Ребята, как вы думаете, что тяжелее пустое ведро или ведро с водой?
Д: Ответы детей.
Н.С.: Ребята, если вы сомневаетесь, предлагаю убедиться самим, проделав опыт. На столах стоят емкости, в них надо налить воды и одновременно пустить в емкости брусочки липы и дуба. Немного наблюдаем и замечаем, что ребята. Что на каком бруске пузыри крупнее? А у какого меньше?
Д: Ответы детей.
Н.С.: Правильно ребята. У липы крупнее пузыри и больше, чем у дуба. Какой вывод можем сделать? Липа – древесина мягкая, пористая, в ней много воздуха и поэтому выделяет много пузырей. А еще бруски липы и дуба между собой магнитятся.
Молодцы ребята. За вашу любознательность, дарю вашему детскому саду «Гигроскоп».
В: Спасибо Вам, Елена Васильевна, за знакомство с чувашским гигроскопом. И мы с ребятами теперь можем самостоятельно узнавать изменения в природе.