Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений "Путешествие в сказочную страну"

Открытое занятие по формированию элементарных математических представлений на тему "Путешествие в сказочную страну" направлено на закрепление знания детей старшего дошкольного возраста о геометрических фигурах, ориентироваться в пространстве, слева, справа, снизу, вверху, в середине.

Все задачи реализуются через игровые ситуации.

Конспект занятия представлен в виде путешествия в сказочную страну. Материалы конспекта занятия могут быть полезны специалистам в области дошкольного образования.

Цель:

  • закрепить знания детей о геометрических фигурах,
  • учить ориентироваться в пространстве, слева, справа, снизу, вверху, в середине.

Задачи:

  • обучение умению находить геометрические фигуры в окружающем пространстве;
  • зрительное распознавание и преобразование геометрических фигур, воссозданию их по представлению, описанию названий дней недели и их последовательность.
  • развитие пространственных представлений, образного и логического мышления, творческого воображения.

Формы организации: индивидуальная, групповая, работа парами.

Форма реализации:

  • Использование пособий, музыкального сопровождения, демонстрация иллюстративных пособий;
  • Поисковые и проблемные вопросы к детям, поощрение, пояснение, подведение к выводу;
  • Создание игровой мотивации, сюрпризный момент, игры, активная деятельность детей, сравнение, сопоставление.

Оборудование: ковер-самолет, сказочная музыка, геометрические фигуры, игрушка "Медведь", "Дощечки" с цифрами, видеоролик - фея сказочной страны.

Ход НОД

Вводная часть

Дети вместе с воспитателем встают в полукруг.
Воспитатель: Проходите ребята и встанем все в полукруг. Посмотрите, к нам пришли гости. Давайте мы поздороваемся и с вами подарим им и себе хорошее настроение.

Круг радости:
Я хороший человек,
Хоть еще мне мало лет.
Друзьям сердечно говорю:
Очень всех я вас люблю! (дети с улыбкой на лице с ладошки сдувают хорошее настроение гостям)

Создание игровой мотивации

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня в группу почтальон принес конверт. Хотите посмотрим, что там? (Смотрит) Какое-то письмо… Что же в письме? Почитаем?
- Добрая Фея пригласила нас отправиться в сказочное путешествие в четверг.
- Девочки и мальчики, а какой сегодня день недели? (Четверг)

- Кто сможет назвать все дни недели по порядку? (Понедельник, Вторник, Среда, Четверг, Пятница, Суббота, Воскресенье)
- Таисия, какой день недели стоит после вторника? (Среда)
- Влад, а после четверга? (Пятница)
- Соня, какой день недели стоит перед вторником? (Понедельник)

- Арина, а перед средой? (Вторник)
- Кто может сказать, какой день недели спрятался между средой и пятницей? (Четверг)
- Миша, а между субботой и понедельником? (Воскресенье)
- Кто может назвать соседей Субботы? (Пятница и Воскресенье)
- А у Воскресенье какие соседи, Кира? (Суббота и Понедельник)

Подготовка к путешествию в сказочную страну - выбор волшебного транспорта.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы хорошо знаете дни недели. Итак, все-таки сегодня ЧЕТВЕРГ, и мы отправляемся в путешествие. А на чем можно отправиться в путешествие? (Ответы детей)

- Я вам предлагаю отправиться на ковре. Но не на обычном, а на ковре-самолете. Ой, вот не задача. Ковер то весь в дырках. Что же делать? Как вы думаете?
- Посмотрите, здесь у нас геометрические фигуры (на полу разбросаны геометрические фигуры), может они нам помогут починить ковер.

- Давайте возьмем по одной фигуре и заштопаем ковер. (Дети выполняют задание)
- Какие молодцы! Ковер мы с вами починили, а теперь, сядем на ковер и отправляемся в сказочную страну. Мы полетим высоко, поэтому, закрываем все глаза, сосчитаем до 10 и окажемся на месте.

Поляна геометрических фигур

Геометрические фигурыГеометрические фигуры

Воспитатель: Ребята, смотрите, мы оказались на поляне геометрических фигур! Видите, все фигуры перепутаны.
- Что же здесь случилось? Как нам их разобрать?
- Таисия, чем эти фигуры похожи и чем отличаются? (Ответы детей: разные по цвету, по форме и по размеру)
- Да, правильно ребята, они отличаются по цвету, по форме и по размеру.

- Теперь возьмите каждый по одной фигуре. Перед вами 4 обруча: красный, синий, желтый, зеленый. В красный обруч встанут дети с красными фигурами, в синий - с синими фигурами, в желтый - с желтыми фигурами и в зеленый - с зелеными.
- Какие вы все молодцы, ребята! Правильно распределили фигуры по цвету. Давайте выйдем из обручей и станем на место.

- Посмотрите на наши фигуры, кто скажет, как можно еще разделить эти фигуры? (по форме)
- Правильно, они все разные по форме. Теперь в первый обруч встанут дети у кого квадраты, во второй обруч - у кого прямоугольники, в третий обруч - у кого треугольники и в четвертый - у кого круги.

- Посмотрите друг на друга, все ли правильно встали? Молодцы! Вы все правильно распределили фигуры по форме. Давайте выйдем из обручей и станем обратно на место.
- А сейчас еще раз посмотрите на свои фигуры и у других, как можно еще их разделить? (По размеру)
- С правой стороны от меня в одну линию станут дети с большими фигурами, а с левой стороны - дети с маленькими фигурами.
- Молодцы! Привели поляну в порядок. Положите фигуры на стол. Едем дальше.'

Физкультминутка

Воспитатель: Ребята, дальше я предлагаю вам путешествовать на самолете. (Физкультминутка под музыку, дети повторяют за воспитателем)
Смотрите в небе, самолет!
А в самолете том пилот.
Штурвалом ловко управляет
И между облаков летает.

Под самолетом, то гора
То лес дремучий, то нора.
То в небо дивится народ,
То зайцы водят хоровод.

Сломанный мост

Воспитатель: Как здорово мы с вами отдохнули. Но нам нужно двигаться дальше.
- Ребята, смотрите, перед нами река, а мост разобран. Как нам теперь перебраться на другую сторону? Что делать-то будем? (Отремонтировать)

Разобранный мостРазобранный мост

- Посмотрите внимательно на дощечки? Что там на них? (Цифры)
- На каждой дощечке есть цифры. Чтобы наш мост был крепким, дощечки с цифрами надо сложить по порядку, от 1 до 10. (самостоятельная работа детей)

- Проверим? Сосчитайте дощечки по порядку. Ничего не пропустили? (нет) 
- Теперь посчитайте в обратном порядке.
- Семен, назови, какая цифра стоит перед цифрой 6?
- София, какая цифра стоит перед 8? Кира, а перед 10?

- Маша, какая цифра стоит после 2?
- Егор, а какая цифра стоит после 6?
- Миша, назови соседей цифры 4?
- Аня, назови соседей 6?

- Влад, какая цифра спряталась между 3 и 5?
- Арина, а какая цифра - между5 и 7?
- Молодцы! Все сделали правильно! Наш мост в порядке, едем дальше.

Сказочный город

- Ребята, посмотрите вот и мы доехали до сказочного города. Какой он красивый, не правда ли? Давайте войдем в замок. А ворота-то закрыты! Что же нам делать? А почему ворота не открываются? Наверное, нужен специальный код. Кто-нибудь знает какой код?
- Ой, а кто это сидит возле ворот в сказочный город? (Медведь)
- Ребята, вы не знаете почему он такой грустный? (Наверное, у него что-то случилось. Он не может попасть в сказочный город)

- А что у него в руках? Давайте посмотрим? Смотрите, у него в руках конверт. Посмотрим, что там? (Дети вскрывают конверт, там маленькие геометрические фигуры)
- Кто знает зачем нужны эти фигуры медведю? (Чтобы подобрать код, он не знает геометрические фигуры)
- Поможем медведю? Как вы думаете, мы сможем этот код подобрать? Попробуем?

- Давайте сядем за столы. Перед вами лист бумаги, а на тарелочках фигуры. Нужно расположить их правильно на листе, чтобы ворота открылись. Давайте потренируемся. Поднимите левую руку, правую руку. Закройте правый глаз, левый глаз. Положите пальчик в верхний правый угол, в нижний правый угол, теперь в верхний левый угол и в нижний левый угол, а где центр листка? (Дети выполняют) Молодцы, ребята. Приступаем к расшифровке кода ворот.

- В правый верхний угол положите треугольник, в правый нижний угол положите квадрат, в левый верхний угол - овал, в левый нижний угол - круг, а в центр листа - прямоугольник. (Дети выполняют задание)
- Арина, скажи, пожалуйста какую фигуру ты положила в правый верхний угол? Таисия, какую фигуру ты положила в центр листа? (ответы детей)
- Молодцы ребята. Как вы думаете подойдет наш код? Откроются ли ворота? (да)

- Здорово! Получилось! Посмотрите и медведь заулыбался и говорит вам спасибо. Вы все молодцы справились с заданием!
Ребята, вот и подошло наше путешествие к концу. Пора отправляться домой.
А теперь сядем на ковер и вернемся обратно в наш детский сад. Полетим мы высоко, поэтому все закрываем глаза, сосчитаем в обратном порядке от 10 до 1 и окажемся на месте.

Рефлексия занятия

Воспитатель: Понравилось ли вам путешествие?
- Чем понравилось?
- Какие трудности встречались на пути?

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!