Цель: закрепление представлений детей посредством игры-путешествия.
Задачи:
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, двигательная.
Материалы и оборудование: ковер–самолет, посылка, конверт с письмом, мнемотаблица по сказке, раздаточный материал: геометрические фигуры, шарики, шерстяной шарф, проектор, экран, звукозапись Г. Гладков "Ковер-самолет", фрагмент мультфильма "Новый Аладдин" (1979 г).
Ход образовательной деятельности
(Воспитатель и дети стоят полукругом)
Воспитатель:
Придумано кем–то
Просто и мудро
При встрече здороваться!
Доброе утро!
Доброе утро
Солнцу и птицам!
Доброе утро!
Приветливым лицам!
И каждый становится
Добрым, доверчивым!
Доброе утро длится до вечера!
Доброе утро, мои дорогие друзья.
- Сегодня нам рано утром принесли посылку (показывает детям посылку) и письмо. Давайте прочитаем письмо.
"Дорогие друзья. Приглашаем вас в сказочное путешествие. Совершить его вам поможет предмет, находящийся в посылке"
- Ребята, давайте скорее откроем посылку и посмотрим, что же там внутри. (открывают посылку, достают оттуда ковер-самолет)
- Ребята, знаком ли вам этот предмет? (ответ детей)
- Правильно, ребята, это волшебный ковер самолет.
- Где встречается это предмет? (в волшебных сказках)
- Для чего он нужен? (ответ: необходим для того, чтобы быстро перелететь с одного места с другое)
- Сейчас мы посмотрим с вами фрагмент мультфильма "Новый Аладдин", где главный герой совершает полет на ковре-самолете. (просмотр фрагмента мультфильма)
- Хотели бы вы отправиться в путешествие на ковре самолете? (да)
- Только вот куда можно отправиться на ковре-самолете? (выслушивает предположение детей)
- Давайте дочитаем наше письмо. Может там есть ответ на наш вопрос.
"На сказочном ковре-самолете вы сможете совершить путешествие по волшебным странам. В каждой стране вы будете получать букву, всего их нужно собрать 6; в конце путешествия из букв вы должны сложить слово и узнать, без чего вам никак не обойтись в школе. Жители волшебных стран"
- Ребята, хотите отправиться в путешествие. Тогда смело вставайте на ковер. (Под песню Г. Гладкова "Ковер-самолет" дети и воспитатель имитируют полет: широко раскинув руки раскачиваются из стороны в сторону, пытаясь удержать равновесие)
- Вот мы и прилетели в одну из стран. (на экране изображение: замки, башни, буквы в форме человечек)
- Ребята, мы попали в страну Правильной речи.
- Вы догадались, кто здесь живет? (ответ детей)
- Правильно, здесь живут буквы, слова, предложения. Говорят здесь только правильно.
- Итак, первое задание от жителей страны. (достает конверт с заданием, читает)
Дидактическая игра "Назови противоположное слово"
"Дорогие ребята, в нашей стране произошла неприятность: поссорились слова, противоположные по смыслу: например, слово "низкий" не хочет дружить со словом "высокий". Помогите их помирить. Подберите слова, противоположные по смыслу". (воспитатель называет слово, дети подбирают слово, противоположное ему по смыслу)
Большой (маленький), мало (много), сытый (голодный), тупой (острый), горячий (холодный), белый (черный), сухой (мокрый), чистый (грязный), полный (пустой).
- Молодцы, ребята, благодаря вам слова помирились и больше не будет путаницы.
Работа с мнемотаблицей по сказке "Лисичка-сестричка и серый волк"
- В стране Правильной речи буквы дружат со словами, слова с словосочетаниями и предложениями. Все ходят друг к друг другу пить чай с малиновым вареньем и читать сказки. Но совсем недавно здесь поселился злой волшебник Буквоед. Он заколдовал все сказки. И теперь они выглядят вот так. (на экране появляются мнемотаблица по сказке "Лисичка-сестричка и серый волк")
- Посмотрите на схему и попробуйте отгадать сказку (дети рассматривают мнемотаблицу по сказке "Лисичка-сестричка и серый волк", отгадывают сказку)
- Давайте попробуем рассказать сказку, пользуясь опорной схемой.
- Перед этим, вспомним всех героев этой сказки (дед, баба, лиса, волк)
(дети по очереди пересказывают сказку, опираясь на мнемотаблицу)
- Молодцы, ребята. Вы сумели расколдовать сказки.
- За вашу помощь жители дарят вам 2 медальки с буквами. Назовите их. ("А" и "З")
- Давайте попрощаемся с гостеприимными жителями, нас ждут уже в другой стране. Встаем на ковер-самолет и в путь! (Под песню Г. Гладкова "Ковер-самолет" дети продолжают полет)
Мультзарядка "Если хочешь быть здоров!"
- Перед нами страна "Физкультурия! (на экране появляется изображение спортивных площадок, нарисованные человечки, занимающиеся физкультурой)
- Все жители этой страны следят за своим здоровьем, занимаются зарядкой, много времени проводят на свежем воздухе. Давайте вместе с ними сделаем зарядку. (На экране видео "Веселая мультзарядка" (дети под музыку повторяют движения за героями)
- Молодцы, ребята, за вашу активность жители страны Физкультурии дарят вам медальку с очередной буквой.
- Назовите ее. (буква "Н")
- А нам снова пора в путь. Занимайте места на волшебном ковре–самолете. (на экране меняется изображение: появляется лес, дома, цифры в форме человечек, речка, через речку перекинут мост)
Дидактическая игра "Почини мост"
- Ребята, мы прилетели в страну, где правит царица Математика. Но вот беда, чтобы попасть в страну, нам нужно перейти через речку по мосту, только некоторые дощечки сломались. Давайте его починим. Мост – волшебный, на каждой доске числа.
- Что напоминают вам эти доски? (числовой ряд от 1 до 10)
- Если вы правильно вставите числа, то почините мост. (дети по очереди называют пропущенные числа, каждый раз на экране появляется недостающая дощечка с числа)
Дидактическая игра "Гирлянды из геометрических фигур"
- Сегодня у царицы Математики день рождения. Жители решили сделать ей подарок: развесить по всей площади гирлянды из геометрических фигур (на экране изображение гирлянды из геометрических фигур: синий прямоугольник, красный треугольник, зеленый круг, голубая трапеция, желтый квадрат; синий прямоугольник, красный треугольник…)
- Только у них это не получается. Поможем им? (ответ детей)
- Тогда садимся за столы. (дети садятс, на столах лежат листы с нарисованной ниткой; на нитке последовательность из геометрических фигур)
- Ребята, из каких геометрических фигур состоит гирлянда?
- Какую геометрическую фигуру вы поставите после красного треугольника? (зеленый круг)
- После зеленого круга? (голубую трапецию)
- Продолжите последовательность самостоятельно. (дети выполняют работу)
- Проверьте правильность выполнения работы у соседа.
- Молодцы, ребята, вы помогли украсить город гирляндами. Теперь у всех жителей и царицы Математики праздничное настроение. (на экране появляется изображение царицы Математики)
- За ваш труд царица дарит вам 2 медали-буквы.
- Назовите, что это за буквы ("Н" и "Я")
Познавательно-исследовательская деятельность "Статистическое электричество"
- Впереди у нас еще одна страна. Скорее вставайте на ковер–самолет. (дети и воспитатель имитируют полет под песню Г. Гладков "Ковер-самолет")
(на экране изображение города, нарисованные человечки в одежде ученых, с приборами для проведения опытов)
- Ребята, как вы думаете, куда мы прилетели? (предположения детей)
- Мы прилетели в волшебную страну Эксперименталию. Ее жители очень любят проводить опыты, исследования. Хотите тоже превратиться в ученых? Тогда повторяйте за мной.
(воспитатель говорит и показывает движения, дети повторяют)
Руки вверх, руки вниз, и на месте покружись!
Раз прихлоп, два прихлоп, снова сделай поворот!
Прыг-скок, улыбнись и в ученого превратись!
- Теперь вы ученые. Итак, перед вами задание.
- Как с помощью шерстяного шарфа повесить шарик на стену? (дети делают предположения, приходят к выводу, что нужно потереть шарик о шарф, вешают шарики)
- Почему, потерев шарик о шарф, мы смогли его повесит на стену. (шарик наэлектризовался, получил электрический заряд, стена тоже имеет заряд, но другой. Заряды могут быть положительными и отрицательными. Разные заряды притягиваются друг к другу. Это и произошло между шариком и стеной)
- Молодцы, ребята, вы справились с очень сложным заданием, которое по плечу только ученым. Молодцы! Вы получаете медаль с буквой. Назовите эту букву (буква "И")
- Ребята, вы собрали все буквы. Давайте составим слово и узнаем, без чего нам не обойтись в школе. (дети составляют слово "ЗНАНИЯ")
- Действительно, в школе не обойтись без знаний. А сегодня, путешествуя на ковре–самолете, вы показали, что у вас богатый багаж знаний. А чтобы он стал еще больше, жители тех стран, где вы побывали дарят вам книгу–энциклопедию для всезнаек.
- А нам пора возвращаться домой, в детский сад. Вставайте на ковер-самолет. (на фоне песни Г. Гладкова "Ковер-самолет" на кране появляется изображение детского сада)
- Вот мы и дома. Давайте спрячем наш ковер-самолет. Если кому-то понадобится наша помощь, мы достанем его.
- В каких странах побывали?
- Что нового узнали?
- Что особенно запомнилось?
- Впереди нас ждет еще много путешествий. До новых встреч.