Методическая разработка по математическому развитию с использованием ИКТ "Путешествие в страну математики"

Для проведения с детьми старшей группы детского сада.

Цель: проявление умения устанавливать простейшие зависимости между объектами: сохранения и изменения, порядка следования, преобразования, пространственные и временные зависимости.

Задачи:

  • развивать умение детей составлять и решать простые арифметические задачи;
  • закрепить прямой и обратный счет в пределах 10, развивать слуховое внимание и координацию движений;
  • развивать логическое мышление детей;
  • совершенствовать знания о геометрических фигурах и ориентировку на плоскости;
  • формировать умение быстро ориентироваться в пространстве на ограниченной плоскости.

Предварительная работа: беседа об Архимеде, дидактические игры, загадывание логических загадок.

Материалы: 2 письма (и посылка) от Архимеда, развивающая игра "Танграм", карточка с цифровым кодом (1 2 3 4 5); карточки с цифрами от 1 до 10, цифровые веера, шоколадные медали.

Оборудование и ТСО: ноутбук, проектор, экран, музыкальный центр, портативная колонка, флеш-карта.

Ход занятия

Психологическая гимнастика "Доброе тепло"

Все встают в круг.
Воспитатель: Держите друг друга за руки нежно и бережно. Так, словно ладошка вашего друга из хрупкого хрусталя. Мы закроем глаза. В наших ладонях доброе тепло. Я пожму руку соседу справа – передам свое доброе тепло, он – следующему и так по кругу. Всем спасибо. И будьте всегда добры друг к другу.

- Ребята, сегодня утром, почтальон принес письмо. Рассматривает конверт и удивленно говорит: Его нам прислал сам Архимед! Давайте вспомним кто это. (ответы детей)

АрхимедАрхимед

- Вот, послушайте, что он пишет

Здравствуйте, дорогие ребята!
Пишет вам Архимед. Я хочу пригласить Вас в страну математики. Недавно над нашей страной прошел сильный смерч и все сломал и перепутал на своем пути. Мне одному не справится с этой проблемой. Я думаю, вы сможете помочь жителям страны Математики расставить все на свои места. Но для того, чтобы справится со всеми заданиями, вы должны быть сильными, внимательными, сообразительными и наблюдательными.
Ваш друг Архимед

Воспитатель: Ну, что, ребята, поможем Архимеду навести порядок в стране Математике?
Дети: Да, да, поможем!
Воспитатель: В страну Математики попасть не просто. Нужно подобрать ключ с цифровым кодом. Вот табличка с цифрами. Чтобы пройти ключ нужно отгадать загадки. (1,2,3,4,5)

1. На крыльце сидит щенок,
Греет свой пушистый бок.
Прибежал еще один
И уселся рядом с ним.
(Сколько стало щенят?) (2)

2. На большом диване в ряд
Куклы Танины сидят:
2 матрешки, Буратино
И веселый Чипполино.
Помогите Танюшке
Сосчитать игрушки. (4)

3. Вот грибочки на лужайке
В желтых шапочках стоят:
Два грибочка, три грибочка.
Сколько вместе будет? (5)

4. Сколько раз твердили кошке:
Некрасиво есть без ложки.
Только я вбегаю в дом,
Лижет кашу языком.

С поросенком еще хуже:
Он опять купался в луже.
И козленок непослушный:
Съел четыре грязных груши.
(Сколько было непослушных?) (3)

5. Сколько бубликов в мешок
Положил ты, Петушок? —
Два, но дедушке дадим,
И останется... (1)

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы успешно подобрали цифровой код, и теперь мы с вами в стране Математике. А вот и первое задание: вам предстоит стать спасателями и строителями. Разрушился целый город, который состоит из геометрических фигур, а мы его восстановим. Давайте вспомним, из чего состоит город.
Дети: Из домов, транспорта, деревьев, животных, птиц, растений.

Дидактическая игра "Построй город с его жителями" ("Танграм")

Дети проходят к столам и по схемам выполняют дома, деревья, транспорт, животных, птиц. Работа проходит в быстром темпе.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы оказались замечательными строителями. Ожила страна Математики, но впереди у нас еще много дел!
- Давайте проверим, кто из вас самый ловкий и внимательный.
- Садитесь на ковер поудобнее. Посмотрите на экран.

Слайд 1: Посчитайте картинки по порядку и покажите цифру на веере, которая совпадает с ответом.
- Каким по счету стоит вертолет? Автобус? Грузовик?
- На каком месте стоит велосипед? Пароход? (Дети показывают ответы)

Слайд 2:
- Что будет, если к пяти прибавить один?
- Если от шести отнять один? (Маша подойди, посчитай)

Гимнастика для глаз "Заяц"

Вверх морковку подними, на нее ты посмотри. (смотрят вверх)
В низ морковку опусти. (смотрят вниз)
Только глазками смотри:
вверх-вниз, вправо-влево. (глазками смотрят вверх-вниз, вправо-влево)

Ай – да, заинька, умелый!
Глазками моргает. (моргает глазками)
Глазки закрывает. (глазки закрывают)
Зайчики морковки взяли, с ними весело плясали.

"Составьте задачи на сложение"

4+2 (девочки) – под дождем гуляло 4 девочки, пришли еще 2 девочки. Сколько девочек гуляло под дождем? (Ответы детей)

"Составьте задачи на вычитание"
7-3 (бабочки) – на лугу летало 7 бабочек, 3 бабочки улетели на соседнюю полянку. Сколько бабочек осталось?

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы прекрасно справились с трудным заданием! А теперь вам предстоит проверка на слух и внимание.
- Сколько дней в неделе (Ответы детей)
- Перед вами на экране цифры, я выберу, любую цифру, а вы назовите день недели, который ей соответствует. (2, 4, 6)

- Если сегодня среда, какой день будет завтра?
- Сегодня четверг, значит вчера была…? (среда)

Физкультминутка

Вы, наверное, устали
Ну, тогда все дружно встали
Ножками потопали
Ручками похлопали

Покрутились
Повертелись
И за парту все уселись.
Глазки крепко закрываем

Дружно до пяти считаем
Раз, два, три, четыре, пять.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.

Игра "Назови геометрические фигуры"

- Назови геометрические фигуры?
- Какие фигуры относятся к многоугольникам?
- Сколько здесь многоугольников?
- Чем отличается круг и овал, чем похожи?

Игра "Ориентировка в пространстве"

- Какая фигура расположена в центре?
- Где находится треугольник? В левом верхнем углу находится…
- Пятиугольник расположен в … Какая фигура находится внизу?

Игра на внимание

- Где кругов больше? Справа или слева?
- Посчитай сколько здесь треугольников?
- Сколько здесь квадратов?

Физкультминутка "Раз, два, три, четыре, пять"

Воспитатель: Ой, ребята, смотрите, что это, снова письмо. (Воспитатель читает письмо от Архимеда)

Письмо от АрхимедаПисьмо от Архимеда

Дорогие друзья!
Огромное вам спасибо за оказанную помощь! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Вы не просто спасли страну Математики, вы создали прекрасный город из геометрических фигур, он стал лучше прежнего. В стране царит абсолютная точность и порядок.

Вам, мои юные математики, в благодарность от всех жителей страны и от меня, и от жителей страны Математики, посылаем вам посылку. Она вас ждет в вашем детском саду.
Воспитатель: Ребята подойдите ко мне, встаньте полукругом. Ну, а теперь, последнее задание. Пожалуй, оно самое сложное и необычное, если мы правильно его выполним, то сможем вернуться в детский сад.

Вам нужно на столе выложить числовой ряд от 1 до 10 в обратном порядке. Я буду загадывать загадки, а вы будете отгадывать и правильно выкладывать цифры, соответствующие отгадкам. Будьте очень внимательны".

Прохождение цифрового кода на выход из страны Математики

  1. 1. Коля вылепил 4 солдат, а Слава - 1. Сколько всего солдат вылепили ребята? (5)
  2. На кусте распустилось 5 роз. Мама срезала 3 штуки, сколько осталось? (2)
  3. На полке стояло 5 красных чашек и 1 синяя. Сколько чашек стояло? (6)
  4. В корзине было 6 белых грибов и 3 подберезовика. Сколько всего было грибов? (9)
  5. 7 мальчиков расчистили по 1 дорожке в саду. Сколько дорожек расчистили мальчики? (7 дорожек)
  6. На кусте созрело 8 помидоров. Четыре помидора сорвали. Сколько осталось? (4)
  7. В вазе стояло 3 тюльпана и 7 нарциссов. Сколько тюльпанов стояло в вазе? (В вазе было 3 тюльпана)
  8. Пять мышат в траве шуршат,
    Три забрались под ушат.
    Два мышонка спят под елкой.
    Сосчитать мышей недолго? (10)
  9. У домика утром
    Два зайца сидели
    И дружно веселую песенку
    Пели.
    Один убежал,
    А второй вслед глядит.
    Сколько у домика
    Зайцев сидит? (1)
  10. Яблоки в саду поспели.
    Мы отведать их успели.
    Пять румяных, наливных,
    Три с кислинкой.
    Сколько их? (8)

Дети отвечают на загадку, получают цифру и выкладывают числовой ряд от 10 до 1.
Воспитатель: Ну вот мы и дома, в детском саду… Все математические приключения позади.
- Ребята, а теперь скажите, какие трудности вы испытывали?
- Ребята расскажите, что вам понравилось в нашем путешествии?

- А вот и посылка из страны Математики. (Дети получают сладкие медали от Архимеда, звучит веселая музыка)

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!