Как подготовить ребенка к обучению грамоте, к предупреждению ошибок чтения и письма? У детей дошкольного возраста игра - ведущая деятельность и спутник детства.
В игру вовлекаются все стороны личности ребенка: говорит, воспринимает, думает, двигается. В процессе игры активно работают его воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления.
С чего же начинать подготовку к обучению грамоте и предупреждению ошибок чтения письма? Учить надо, играя. А это, значит, учить светло, радостно, без принуждения и надрыва.
о результатам обследования детей, попадающих в наши логопедические группы и по заключениям ПМПК было отмечено, что многие дети имеют риск дисграфии и дислексии. Предыдущий опыт моей работы показал, что дети 5-7 лет с различной речевой патологией отстают в школе по таким предеметам, как "русский язык" и "чтение", становятся дисграфиками и дислексиками.
И я поняла, что только мы в своих группах можем сделать все необходимое, чтобы предупредить эти нарушения в письменной и устной речи в дальнейшем. Дети разного уровня подготовки, с разными стартовыми данными одинаково живо и с интересом включаются в игры со звуками, с буквами, слогами, словами.
Я использую, как подгрупповую, так и индивидуальную формы работы. Некоторые из детей требуют только индивидуальной работы, так как на подгрупповых занятиях их восприятие затруднено.
К концу года дети показывают достаточно высокий уровень подготовки к школе, они могут не только свободно читать, писать печатными буквами, владеют навыками звукобуквенного анализа, но и имеют более высокий уровень осведомленности об окружающем мире, могут свободно общаться с книгой.
Умение читать позволяет им контролировать свое звукопроизношение при чтении, следить за правильным грамматическим оформлением. И, как конечный результат, дает возможность детям с первоначально тяжелым речевым диагнозом обучаться в общеобразовательной школе.
Поэтому, на мой взгляд, тема "игры по предупреждению ошибок чтения и письма у дошкольников на логопедических занятиях" не теряет своей актуальности. Но так как мы живем во время информационных технологий, годами проверенные игры были несколько модернизированы и переведены в цифровой план. Для этого я использовала презентацию.
Это вызывает огромный положительный отклик со стороны детей, повышает мотивацию к посещению логопедических занятий, экономит время на занятии и позволяет включить в занятие больше видов работ.
Рассмотрим игры, которые были модернизированы и переведены в цифровой план.
Цель: развитие фонематического анализа.
Задачи:
Описание
На экране представлены картинки и "пустая" цепочка. Ребенку предлагается назвать картинки по порядку и, нажав щелчком мыши на первую картинку, переместить ее в первое звено цепочки.
Затем дается следующее задание: определить последний звук изображения первого звена цепочки и подобрать картинку для следующего звена, название которой начинается на этот звук. Таким образом составляется вся цепочка. После нахождения каждой картинки ребенок кликает на соответствующее изображение, тем самым проверяя правильность своего выбота.
Цель: развитие слогового анализа.
Задачи:
Описание
На экране представлены картинки, молоточки и заборчики, состоящие из разного количества досок. Ребенку предлагается назвать все картинки и определить, за каким заборчиком "живет" каждая картинка. Обращается внимание на то, что количество слогов в слове, обозначающем картинку, соответствует количеству досок в заборе.
Затем ребенку предлагается определить, на какой слог падает ударение, и проверить, по этой ли досочке ударит волшебный молоточек. В конце обращаем внимание, что есть что-то общее между всеми словами (они из "семейки родственных слов").
Цель: развитие фонематических функций анализа и синтеза.
Задачи:
Описание
На экране выключенный телевизор и пульт, на кнопках которого вместо цифр картинки. Ребенку предлагается определить первый звук в названии каждой картинки и нажать на кнопку, тем самым, проверив себя.
Чтобы узнать тему передачи, которая будет идти по телевизору, ребенку предлагается прочесть слово из появившихся букв, затем кликнуть мышкой на экран телевизора, где появится соответствующее изображение.
Цель: развитие сложных форм фонематического анализа.
Задачи:
Описание
На экране картинки, состоящие из 2-6 звуков и пирамида из 6 уровней. Ребенку предлагается распределить картинки по уровням ("построить пирамиду из картинок"): в самом верху должны быть картинки с короткими названиями их двух звуков, ниже – из трех звуков, еще ниже – их четырех звуков, еще ниже – из пяти.
А в основании пирамиды должны быть помещены картинки с названиями из шести звуков. Начиная с первой картинки, ребенок определяет количество звуков и место картинки в пирамиде. Затем, кликая на картинку, проверяет, правильно ли он определил.
Цель: развитие грамматического строя речи.
Задачи:
Описание
На экране 4 домика. В домике с эмблемой месяца живут слова, про которые можно сказать "он мой", в домике с эмблемой луны, - про которые можно сказать "она моя", в домике с эмблемой солнца - "оно мое", в домике с эмблемой звезд - "они мои".
Ребенку предлагается, начиная с первой, определить, в каком домике "живет" каждая картинка. Каждый раз при этом ребенок кликает на картинку и проверяет, правильно ли он определил.
Цель: развитие фонематического анализа.
Задачи:
Описание
На экране 6 домиков со схемами слов на крышах. Ребенку предлагается назвать слова и определить, опираясь на подсказку-схему, в каком домике "живет" каждая картинка. Кликая на картинку, ребенок проверяет правильность своего ответа.
а) выделение из слов-названий картинок первых слогов, составление слов из выделенных слогов, составление предложений из полученных слов;
б) выделение из слов-названий картинок последних слогов, составление слов из выделенных слогов, составление предложений из полученных слов;
г) выделение из слов-названий картинок средних слогов, составление слов из выделенных слогов, составление предложений из полученных слов.
Цель: развитие слогового анализа и синтеза и языкового синтеза на уровне предложения.
Задачи:
Описание
На экране 3 карточки с картинками и пустыми клетками и схема предложения. Ребенку предлагается назвать картинку и выделить первый (а) (последний (б), средний (в) слог, нажать на пустую клетку и проверить себя.
После появления в пустом квадратике слога предлагается составить слово. Из полученных слов составить предложение. Проверить себя, кликнув на пустые клетки в схеме предложения.
Цель: развитие слогового синтеза.
Задачи:
Описание
На экране "рассыпанные" слоги. Ребенку предлагается, начиная с первого слога, составить слова из двух слогов. После составления слова устно ребенок кликает на слог, который нужно "присоединить". В конце под верно составленными словами появятся картинки.
Цель: развитие звуко-буквенного анализа.
Задачи:
Описание
На экране слова. Ребенку предлагается прочитать слово. При правильном прочтении слова появится картинка. Далее ребенку необходимо найти слово, которое "спряталось" в прочитанном слове. После - при щелчке мышкой происходит проверка (появляется верное слово и картинка).