Игры предназначены для детей старшего дошкольного возраста (6–7 лет). Дидактическое пособие "Речевой калейдоскоп" можно использовать во время совместной деятельности взрослого и детей, режимных моментов, непосредственно образовательной деятельности, самостоятельной деятельности детей.
Задачи: способствовать развитию умения у детей последовательно и логично составлять рассказ, стараясь правильно строить предложение. Развивать речь, интонацию, правильное звукопроизношение.
Игровой материал: серии картинок.
Ход игры
Взрослый просит ребенка разложить сюжетные картинки в логической последовательности по секторам, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.
Дидактическая игра "Расскажи о временах года"
Цель: Формирование умения составлять рассказ по теме "Времена года".
Задачи: Уточнять и расширять представления детей о смене сезонов, об основных признаках каждого времени года, природных явлениях, характерных для него. Способствовать развитию умения у детей составлять предложения и объединять их в связный рассказ, четко выстраивать композицию. Развивать у детей речевую активность, зрительную память, активизировать словарь по данной лексической теме.
Игровой материал: картинки по временам года; кружки: синего, зеленого, красного, желтого цвета.
Ход игры
В центр калейдоскопа выкладывается цветной кружок - символ времени года (синий – зима, зеленый – весна, красный – лето, желтый осень). Ребенок подбирает подходящие картинки и раскладывает их по секторам, объясняет свое решение. Можно предложить составить рассказ о времени года, познакомить с пословицами и поговорками на заданную тему.
Дидактическая игра "Круглое лото"
Цель: развитие фонематического слуха; формирование навыка звукового и слогового анализа и синтеза слов; развитие умения выделять первый и последний звук в слове; развитие умения определять местонахождение звука в слове (в начале, в конце, в середине).
Игровой материал: кружочки с картинками, буквами; схемы с количеством слогов; схемы с местом звука в слове (в начале, середине, в конце); по две стрелки: синего, зеленого, красного цвета.
В центральном кружочке помещается схема с количеством слогом. Дети считают на ней кружочки, подбирают и называют слова с заданным количеством слогов. Если на схеме один кружочек, то ребенок подбирает слова с одним слогом (мак, рак, дом, сом, и т. д.), два кружочка - с двумя слогами (вата, холод, зима, липа, и т.д.)
Дидактическая игра "На каком месте этот звук?"
Цель: способствовать развитию умения определять место звука в словах – в начале, в середине и конце. Формировать умение распределять карточки с рисунками, начинающимися на определенную букву на сектора калейдоскопа в соответствии с позицией данного звука в названиях зверей (или домашних животных), птиц и растений. Объединять в группы зверей, птиц, растения (классификация).
Игровой материал: наборы картинок в конвертах с буквами: на звук [л] – лошадь, ласточка, лук, слон, голубь, яблоко, осел, дятел, орел; на звук [р] – рысь, роза, ромашка, кенгуру, воробей, сорока, тигр, бобр, мухомор; на звук [с] – собака, свинья, снегирь, капуста, астра, аист, колос, ананас, абрикос; на звук [к] – кабан, крот, колибри, свекла, гвоздика, галка, волк, цыпленок, василек, схемы слова (где звук находится: в начале, середине, конце слова), карточки с буквами: "л", "р", "с", "к".
Ход игры
В центр калейдоскопа помещается карточка с буквой, детям предлагается найти конверт с набором картинок, обозначенных такой же буквой, как в центре калейдоскопа. Предложить детям разложить картинки на сектора калейдоскопа и подобрать схему слова (где данный звук находится в начале (середине, конце слова).
Предложить детям назвать всех зверей (птиц, растения), расположенных на калейдоскопе. Можно спросить, где находиться звук "к" в слове – колибри, галка, цыпленок.
Дидактическая игра "Он, она, оно, они"
Цель: упражнять детей в классификации, соотнесение существительных мужского, женского, среднего рода; подбирать карточки слова, подходящие по смыслу; обогащение словаря путем подбора слов; обучение детей согласованию существительных с местоимениями он, она, они; а также обучать различать род притяжательных местоимений мой, моя, мое, мои.
Игровой материал: карточки домики с надписями: он, она, оно, они, карточки с картинками.
Ход игры
В центр калейдоскопа помещается домик с надписью "он" (она, оно, они), дети подбирают картинки, которые могут жить в этом домике (зонт, лев, мяч, телевизор, кактус, чайник, сыр) и раскладывают их по секторам калейдоскопа. Картинки, про которые можно сказать "мой" ребенок кладет в домик под названием "Он", картинки про которые можно сказать "моя" - в домик "Она", "мое" - "Оно", "мои" - "Они".
Дидактическая игра "Назови какая, какой, какое?"
Цель: развитие грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи: способствовать развитию умения образовывать прилагательные от существительных.
Игровой материал: карточки с банкой варенья, стакан сока, горшочек с кашей; карточки с фруктами, с крупой.
Ход игры
В центр калейдоскопа помещается банка с вареньем или стакан сока, или горшочек с кашей. Дети раскладывают по секторам предложенные картинки. Детям задаются вопросы: Варенье из яблок какое?.
Дидактическая игра "Чей, чья, чье?"
Цель: формирование в речи детей притяжательных прилагательных.
Игровой материал: карточки с изображение домашних и диких животных и птиц, карточки с изображением частей тела животных и птиц. (хвост, уши, ноги …)
Ход игры
В центр калейдоскопа помещается кружок с животным или птицей, в сектора калейдоскопа раскладываются картинки с частями тела животного или птицы. Детям задаются вопросы: Чей хвост? Чьи уши? Чья нога?..
Варианты игры
1. В центр помещается картинка животного по секторам раскладываются картинки, например, хвостов разных животных. Ребенок должен найти хвост животного и назвать его.
2. В центр калейдоскопа помещается кружок с животным (птицы). По секторам раскладываются картинки с частями тела животного и одна картинка лишняя, не принадлежащая данному животному. Ребенок должен найти эту картинку и назвать какому животному принадлежит данная часть тела.