Цель мастер-класса: обучить педагогов пользоваться лэпбуком для развития лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР как средством профилактики вербальной дискалькулии.
Задачи:
Целевая аудитория: учителя-логопеды ДОО.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация, раздаточный материал.
Добрый день, уважаемые коллеги! Тема мастер-класса: "Использование лэпбука для развития лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР как средство профилактики вербальной дискалькулии". Напомню вам значение терминов "дискалькулия" и "лэпбук".
Дискалькулия – это расстройства развития учебных навыков с нарушениями в математике (по МКБ-11). Фиксируется под кодом 6А03.2
Лэпбук – это самодельная книжка раскладушка или папка, которая состоит из множества наклеенных картинок, карманов, вкладок, объемных аппликаций, открывающихся дверок и окошек
В последнее время в дошкольном детстве возрастает интерес к проблемам математического образования. Современная начальная школа предъявляет новые требования к школьнику. Одной из важнейших предпосылок к школьному обучению является уровень сформированности элементарных математических представлений.
Успешное овладение математическими представлениями во многом зависит:
Коррекционная работа по профилактике вербальной дискалькулии (нарушение словесного обозначения математических понятий) должна основываться на следующих направлениях логопедической работы:
Я хочу пояснить, почему я выбрала лэпбук для работы и реализации своей идеи. Лэпбук имеет ряд преимуществ. Когда педагог создает или приобретает новое пособие, то ему хочется, чтобы оно было:
На мой взгляд, лэпбук отвечает большинству этих требований. Так как это самодельное пособие, то его можно наполнить теми заданиями, которые требуются конкретному педагогу, для решения конкретных задач.
Задания и наглядный материал можно подобрать так, чтобы они одновременно подходили для детей разных возрастных категорий. Благодаря большому количеству окошек, кармашков и вкладок это пособие обладает сюрпризным моментом, что интересно детям и повышает их образовательную мотивацию.
Данное пособие применяется в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III – IV уровня. По результатам логопедической диагностики уровня сформированности лексико-грамматических категорий у детей с ОНР мною было выделено 3 группы детей:
I – с высокой степенью выраженности риска возникновения дискалькулии,
II – со средней степенью выраженности риска возникновения дискалькулии,
III – с низкой степенью выраженности риска возникновения дискалькулии.
В результате шестимесячного использования лэпбука для развития лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР как средства профилактики вербальной дискалькулии были выявлены следующие результаты:
Цель коррекционной работы с лэпбуком: овладение детьми речевыми средствами, способствующими усвоению математических умений и навыков.
В лэпбуке представлены следующие дидактические игры:
Уважаемые коллеги! Предлагаю вам попрактиковаться в использовании лэпбука. Приглашаю троих желающих (выходят). Представьтесь, пожалуйста!
Присаживайтесь! Сразу предупрежу, вам я буду давать задания чуть сложнее, чем я даю старшим дошкольникам. Для работы вам понадобится лэпбук и конверты. Для начала достаньте из конвертов изображения людей.
Дидактическая игра "Очередь"
Ваша задача употреблять для ответа степени сравнения прилагательных: выше, ниже, самый высокий, самый низкий.
Задание 1
Посмотрите на картинки. Поставьте самого высокого мужчину в костюме в начало очереди слева. Поставьте самого низкого мальчика в конец очереди. Поставьте мужчину с усами перед мальчиком. Что вы скажете о мужчине с усами. (Он выше мальчика, но ниже мужчины в очках)
Задание 2
Посмотрите на картинки. Поставьте девочку с длинными волосами в начало очереди слева. Поставьте мальчика в конец очереди. Поставьте девочку в розовой юбке перед мальчиком. Что вы скажите о девочке в розовой юбке. (Девочка в розовой юбке самая низкая)
Задание 3
Посмотрите на картинки. Поставьте женщину в жилете в начало очереди слева. Поставьте женщину с бусами справа от нее. Поставьте женщину в белой юбке в конец очереди. Что вы скажите о женщине в белой юбке. (Она ниже женщины в жилете, но выше женщины с бусами)
Дидактическая игра "Витрина магазина"
Вам понадобятся картинки из бумажного конверта. Товар вы будете расставлять на 3 полки соответственно номеру конверта. Послушайте, поставьте на витрину товар в порядке возрастания цены и дайте ответ "Самая дорогая…" или "Самая дешевая…"
Задание 1
Молоко дороже творога, но дешевле колбасы. Что самое дорогое? (Самая дорогая – колбаса)
Задание 2
Астры дороже тюльпанов, но дешевле роз. Что самое дешевое? (Самые дешевые – тюльпаны)
Задание 3
Редис дешевле тыквы, но дороже свеклы. Что самое дорогое? (Самая дорогая – тыква)
Дидактическая игра "Моя тележка"
Вам понадобятся маленькие картинки и картинка с тележкой. Не забывайте при ответе использовать маленькое слово С: Моя корзинка с… .
Задание 1
Положите в свою корзинку продукты и скажите, что вы выбрали: "Моя корзинка с чаем, с хлебом, с печеньем".
Задание 2
Положите в свою корзинку игрушки и скажите, что вы выбрали: "Моя корзинка с мячом, с неваляшкой, с кубиками".
Задание 3
Положите в свою корзинку ягоды и скажите, что вы выбрали: "Моя корзинка с вишней, с ежевикой, с крыжовником".
Дидактическая игра "Закончи предложение"
Картинки уже расставлены. Посмотрите на рулетку и правильно закончите предложение.
Задание 1
Коробка с валенками. (сапогами, тапками, кедами, туфлями, ботильонами, сандалиями, ботинками)
Задание 2
В магазине много валенок. (сапог, тапок, кед, туфель, ботильонов, сандалий, ботинок)
Задание 3
Мама подбирает сумочку к валенкам. (сапогам, тапкам, кедам, туфлям, ботильонам, сандалиям, ботинкам)
Задание 4
Сапожник без валенок. (сапог, тапок, кед, туфель, ботильонов, сандалий, ботинок)
А теперь я попрошу посмотреть вас на листы с заданием. На листах написаны задачи. Вам нужно придумать, возможно нарисовать дидактическую игру для страницы лепбука. Это может быть одна игра, может больше, которая решала бы эти задачи. Я дам вам время 5-7 минут.
А пока наша творческая группа выполняет задание, я проведу с вами экспресс тест по теме моего выступления. Вам нужно выбрать один из трех вариантов ответов. Внимание на доску!
Что такое дискалькулия?
1. нарушения в чтении;
2. нарушения в письме;
3. нарушения в математике.
Что такое вербальная дискалькулия?
1. нарушение чтения математических знаков;
2. неумение выполнять математические операции;
3. нарушение словесных обозначений математических понятий, форм, величины.
Что такое лэпбук?
1. это самодельная книжка-раскладушка со множеством картинок, карманов, вкладок, дверок и окошек;
2. это самодельная папка со множеством картинок, карманов, вкладок, дверок и окошек;
3. это книга с большим количеством иллюстраций.
От чего зависит успешное овладение математическими представлениями?
1. от умения выделять свойства предметов;
2. от уровня сформированности умения различать местоположение (внизу, вверху, посередине и т.д.);
3. оба варианта.
Употребление какой грамматической категории тренирует игра "Очередь"?
1. степени сравнения наречий;
2. степени сравнения прилагательных;
3. творительный падеж существительных.
Сандалии дороже ботинок, но дешевле сапог. Что самое дорогое?
1. сандалии;
2. сапоги;
3. ботинки.
Употребление какой грамматической категории тренирует игра "Моя тележка"?
1. падежное управление (именительный падеж);
2. падежное управление (родительный падеж);
3. падежное управление (творительный падеж).
Назовите преимущества лэпбука.
1. полифункционален;
2. можно использовать для детей разных возрастов;
3. оба варианта.
Какие авторы занимаются дискалькулией?
1. Баряева Людмила Борисовна;
2. Лалаева Раиса Ивановна;
3. Волкова Лариса Степановна.
Во сколько лет ярко проявляется дискалькулия?
1. в 3 – 4 года;
2. в 5 – 7 лет;
3. в 7 – 12 лет.
Время вышло. Зачитайте задачи, которые были перед вами поставлены.
Задачи:
Расскажите нам, пожалуйста, что у вас получилось. (обсуждение)
Спасибо за вашу успешную творческую работу!
Представьте, что сегодняшний день вы провели в ресторане, и теперь директор ресторана просит вас ответить на несколько вопросов:
Ответьте и прокомментируйте свои ответы, пожалуйста! (Участники фокус группы отвечают, комментируя)
Спасибо, коллеги, за внимание! Спасибо участникам фокус группы, что не побоялись выступить, за ваши идеи!
Я обязательно ими воспользуюсь. Возможно, у вас остались вопросы? (ответы на вопросы)