Мастер-класс для логопедов "Использование лэпбука для развития лексико-грамматического строя речи дошкольников с ОНР"

Цель мастер-класса: обучить педагогов пользоваться лэпбуком для развития лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР как средством профилактики вербальной дискалькулии.

Задачи:

  • Демонстрация опыта работы по использованию лэпбука для развития ЛГ строя речи старших дошкольников с ОНР.
  • Создание условий для активного взаимодействия участников мастер-класса между собой.
  • Разработка дидактической игры в режиме демонстрируемой педагогической технологии.

Целевая аудитория: учителя-логопеды ДОО.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация, раздаточный материал.

Ход мастер-класса

Подготовительно-организационный момент

Добрый день, уважаемые коллеги! Тема мастер-класса: "Использование лэпбука для развития лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР как средство профилактики вербальной дискалькулии". Напомню вам значение терминов "дискалькулия" и "лэпбук".

Дискалькулия – это расстройства развития учебных навыков с нарушениями в математике (по МКБ-11). Фиксируется под кодом 6А03.2

Лэпбук – это самодельная книжка раскладушка или папка, которая состоит из множества наклеенных картинок, карманов, вкладок, объемных аппликаций, открывающихся дверок и окошек

В последнее время в дошкольном детстве возрастает интерес к проблемам математического образования. Современная начальная школа предъявляет новые требования к школьнику. Одной из важнейших предпосылок к школьному обучению является уровень сформированности элементарных математических представлений.

Успешное овладение математическими представлениями во многом зависит:

  • от умения выделять свойства предметов,
  • сопоставлять и систематизировать эти предметы на основе выделенных свойств (величина, форма, цвет, пространственные или количественные отношения);
  • от уровня сформированности умения различать местоположение (внизу, вверху, посередине и т.д.);
  • от уровня развития зрительного восприятия и ориентировки в пространстве, обеспечивающих усвоение графических изображений букв и цифр, овладение буквенной и цифровой символикой в процессе письма;
  • от уровня развития связной речи.

Коррекционная работа по профилактике вербальной дискалькулии (нарушение словесного обозначения математических понятий) должна основываться на следующих направлениях логопедической работы:

  • развитие лексико-грамматического строя речи;
  • развитие пространственного и зрительного восприятия;
  • развитие связной речи.

Я хочу пояснить, почему я выбрала лэпбук для работы и реализации своей идеи. Лэпбук имеет ряд преимуществ. Когда педагог создает или приобретает новое пособие, то ему хочется, чтобы оно было:

  • полифункциональным;
  • подходило для большего количества возрастов воспитанников;
  • было красочным и привлекательным для детей;
  • выполняло четко поставленные педагогом задачи.

На мой взгляд, лэпбук отвечает большинству этих требований. Так как это самодельное пособие, то его можно наполнить теми заданиями, которые требуются конкретному педагогу, для решения конкретных задач.

Задания и наглядный материал можно подобрать так, чтобы они одновременно подходили для детей разных возрастных категорий. Благодаря большому количеству окошек, кармашков и вкладок это пособие обладает сюрпризным моментом, что интересно детям и повышает их образовательную мотивацию.

Данное пособие применяется в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III – IV уровня. По результатам логопедической диагностики уровня сформированности лексико-грамматических категорий у детей с ОНР мною было выделено 3 группы детей:

I – с высокой степенью выраженности риска возникновения дискалькулии,

II – со средней степенью выраженности риска возникновения дискалькулии,

III – с низкой степенью выраженности риска возникновения дискалькулии.

В результате шестимесячного использования лэпбука для развития лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР как средства профилактики вербальной дискалькулии были выявлены следующие результаты:

Результаты работы с лэпбукомРезультаты работы с лэпбуком

Цель коррекционной работы с лэпбуком: овладение детьми речевыми средствами, способствующими усвоению математических умений и навыков.

В лэпбуке представлены следующие дидактические игры:

  1. "Очередь". 3адача: дифференциация речевых обозначений количества, размера с помощью употребления степеней сравнения прилагательных.
  2. "Витрина магазина". Задача: коррекция нарушений понимания и употребления конструкций с двойным сравнением; коррекция дефекта усвоения падежного управления (родительного падежа).
  3. "Моя тележка". Задача: коррекция дефекта усвоения падежного управления (творительного падежа).
  4. "Закончи предложение". Задача: коррекция дефекта усвоения падежного управления (родительного падежа).
  5. "Найди различия". Задача: коррекция нарушений понимания и употребления сложноподчиненных предложений.
  6. "Четвертый лишний". Задача: коррекция нарушений понимания и употребления сложноподчиненных предложений.
  7. "Фразовый конструктор". Задача: совершенствование навыка употребления простых предлогов.

Практическая часть

Уважаемые коллеги! Предлагаю вам попрактиковаться в использовании лэпбука. Приглашаю троих желающих (выходят). Представьтесь, пожалуйста!

Присаживайтесь! Сразу предупрежу, вам я буду давать задания чуть сложнее, чем я даю старшим дошкольникам. Для работы вам понадобится лэпбук и конверты. Для начала достаньте из конвертов изображения людей.

Дидактическая игра "Очередь"

Ваша задача употреблять для ответа степени сравнения прилагательных: выше, ниже, самый высокий, самый низкий.

Задание 1
Посмотрите на картинки. Поставьте самого высокого мужчину в костюме в начало очереди слева. Поставьте самого низкого мальчика в конец очереди. Поставьте мужчину с усами перед мальчиком. Что вы скажете о мужчине с усами. (Он выше мальчика, но ниже мужчины в очках)

Поставьте самого высокого мужчину в костюме в начало очереди слеваПоставьте самого высокого мужчину в костюме в начало очереди слева

Задание 2
Посмотрите на картинки. Поставьте девочку с длинными волосами в начало очереди слева. Поставьте мальчика в конец очереди. Поставьте девочку в розовой юбке перед мальчиком. Что вы скажите о девочке в розовой юбке. (Девочка в розовой юбке самая низкая)

Поставьте девочку с длинными волосами в начало очереди слеваПоставьте девочку с длинными волосами в начало очереди слева

Задание 3
Посмотрите на картинки. Поставьте женщину в жилете в начало очереди слева. Поставьте женщину с бусами справа от нее. Поставьте женщину в белой юбке в конец очереди. Что вы скажите о женщине в белой юбке. (Она ниже женщины в жилете, но выше женщины с бусами)

Поставьте женщину в жилете в начало очереди слеваПоставьте женщину в жилете в начало очереди слева

Дидактическая игра "Витрина магазина"

Вам понадобятся картинки из бумажного конверта. Товар вы будете расставлять на 3 полки соответственно номеру конверта. Послушайте, поставьте на витрину товар в порядке возрастания цены и дайте ответ "Самая дорогая…" или "Самая дешевая…"

Задание 1
Молоко дороже творога, но дешевле колбасы. Что самое дорогое? (Самая дорогая – колбаса)

Задание 2
Астры дороже тюльпанов, но дешевле роз. Что самое дешевое? (Самые дешевые – тюльпаны)

Задание 3
Редис дешевле тыквы, но дороже свеклы. Что самое дорогое? (Самая дорогая – тыква)

Дидактическая игра "Моя тележка"

Вам понадобятся маленькие картинки и картинка с тележкой. Не забывайте при ответе использовать маленькое слово С: Моя корзинка с… .

Задание 1
Положите в свою корзинку продукты и скажите, что вы выбрали: "Моя корзинка с чаем, с хлебом, с печеньем".

Задание 2
Положите в свою корзинку игрушки и скажите, что вы выбрали: "Моя корзинка с мячом, с неваляшкой, с кубиками".

Задание 3
Положите в свою корзинку ягоды и скажите, что вы выбрали: "Моя корзинка с вишней, с ежевикой, с крыжовником".

Корзинка с продуктамиКорзинка с продуктами

Дидактическая игра "Закончи предложение"

Картинки уже расставлены. Посмотрите на рулетку и правильно закончите предложение.

Задание 1
Коробка с валенками. (сапогами, тапками, кедами, туфлями, ботильонами, сандалиями, ботинками)

Задание 2
В магазине много валенок. (сапог, тапок, кед, туфель, ботильонов, сандалий, ботинок)

Задание 3
Мама подбирает сумочку к валенкам. (сапогам, тапкам, кедам, туфлям, ботильонам, сандалиям, ботинкам)

Задание 4
Сапожник без валенок. (сапог, тапок, кед, туфель, ботильонов, сандалий, ботинок)

Дидактическая игра "Закончи предложение"Дидактическая игра "Закончи предложение"

Самостоятельная работа фокус группы

А теперь я попрошу посмотреть вас на листы с заданием. На листах написаны задачи. Вам нужно придумать, возможно нарисовать дидактическую игру для страницы лепбука. Это может быть одна игра, может больше, которая решала бы эти задачи. Я дам вам время 5-7 минут.

А пока наша творческая группа выполняет задание, я проведу с вами экспресс тест по теме моего выступления. Вам нужно выбрать один из трех вариантов ответов. Внимание на доску!

Что такое дискалькулия?
1. нарушения в чтении;
2. нарушения в письме;
3. нарушения в математике.

Что такое вербальная дискалькулия?
1. нарушение чтения математических знаков;
2. неумение выполнять математические операции;
3. нарушение словесных обозначений математических понятий, форм, величины.

Что такое лэпбук?
1. это самодельная книжка-раскладушка со множеством картинок, карманов, вкладок, дверок и окошек;
2. это самодельная папка со множеством картинок, карманов, вкладок, дверок и окошек;
3. это книга с большим количеством иллюстраций.

От чего зависит успешное овладение математическими представлениями?
1. от умения выделять свойства предметов;
2. от уровня сформированности умения различать местоположение (внизу, вверху, посередине и т.д.);
3. оба варианта.

Употребление какой грамматической категории тренирует игра "Очередь"?
1. степени сравнения наречий;
2. степени сравнения прилагательных;
3. творительный падеж существительных.

Сандалии дороже ботинок, но дешевле сапог. Что самое дорогое?
1. сандалии;
2. сапоги;
3. ботинки.

Употребление какой грамматической категории тренирует игра "Моя тележка"?
1. падежное управление (именительный падеж);
2. падежное управление (родительный падеж);
3. падежное управление (творительный падеж).

Назовите преимущества лэпбука.
1. полифункционален;
2. можно использовать для детей разных возрастов;
3. оба варианта.

Какие авторы занимаются дискалькулией?
1. Баряева Людмила Борисовна;
2. Лалаева Раиса Ивановна;
3. Волкова Лариса Степановна.

Во сколько лет ярко проявляется дискалькулия?
1. в 3 – 4 года;
2. в 5 – 7 лет;
3. в 7 – 12 лет.

Итоговый момент

Время вышло. Зачитайте задачи, которые были перед вами поставлены.

Задачи:

  1. развитие у старших дошкольников навыка дифференциации речевых обозначений времени "вчера", "сегодня", "завтра".
  2. совершенствование у старших дошкольников навыка употребления в предложении речевых обозначений времени "вчера", "сегодня", "завтра".
  3. совершенствование у старших дошкольников умения отвечать на вопрос, используя речевые обозначения времени "вчера", "сегодня", "завтра".

Расскажите нам, пожалуйста, что у вас получилось. (обсуждение)
Спасибо за вашу успешную творческую работу!

Рефлексия

Представьте, что сегодняшний день вы провели в ресторане, и теперь директор ресторана просит вас ответить на несколько вопросов:

  • Я съел бы еще этого…
  • Больше всего мне понравилось…
  • Я почти переварил…
  • Я переел…
  • Пожалуйста, добавьте…

Ответьте и прокомментируйте свои ответы, пожалуйста! (Участники фокус группы отвечают, комментируя)
Спасибо, коллеги, за внимание! Спасибо участникам фокус группы, что не побоялись выступить, за ваши идеи!
Я обязательно ими воспользуюсь. Возможно, у вас остались вопросы? (ответы на вопросы)

Размер:
206.71 Kb
Скачали:
14