Ранняя профориентация дошкольников.
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи представлений о профессии электрика, положительного отношения к его труду посредством игровой технологии.
Задачи:
Целевая аудитория: дети 5-7 лет групп общеразвивающей и компенсирующей направленности ДОУ.
Дидактическое пособие, лэпбук "Я б в электрики пошел, пусть меня научат!", создано как безопасная и продуктивная форма взаимодействия педагога с ребенком, ребенка с ребенком, ребенка с родителями. Главный игровой персонаж лэпбука – Светик, изображен в виде лампочки и выполняет роль проводника и помощника.
Пособие предназначено для дошкольников, учителей-дефектологов, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, а также родителей воспитанников. Компактность, простота и мобильность использования позволяет играть с ребенком за столом, в дороге, на кухне.
Лэпбук представляет собой папку-раскладушку формата А3, в которую входят: карманы и папки с наборами картинок, лексического материала, фонов для игр, подвижными деталями, деталями для опытов и самостоятельной сборки электроприборов, схемы, провода и т.д.
Загадки "Угадай-ка!"
Задача: развитие сообразительности, логического мышления.
Ход игры: ребенок или педагог выбирает карточку, читает загадку и проверяет свой ответ с картинкой, изображенной на обратной стороне карточки.
Предметные картинки "Запомни – назови"
Задача: развитие зрительного и слухового восприятия, внимания и памяти.
Ход игры: педагог или ребенок раскладывает перед собой от 6 до 10 карточек-картинок, называет их, запоминает. Карточки переворачивают, а игрок должен вспомнить и разложить все предметы в заданном порядке (или назвать).
Мнемотаблица "Расскажи-ка!"
Задача: развитие монологической связной речи.
Ход игры: с опорой на мнемотаблицу игрок рассказывает про профессию электрика.
"Раскрась"
Задача: развитие памяти, зрительно-моторной координации движения руки, творческих способностей.
Ход игры: игрок выбирает лист и по желанию раскрашивает картинку, изображенную на листе.
"Собери слово для Светика"
Задача: упражнение детей в чтении слогов, в синтезе слов из слогов.
Ход игры: игрок, раскладывая перед собой слоговые карточки, составляет из них слова (электричество и т.д.).
"Стихи для Светика"
Задача: развитие памяти, обогащение словарного запаса.
Ход игры: игрок самостоятельно или с помощью взрослого читает и разучивает стихотворение, написанное на карточке.
"Электробусы"
Задача: развитие зрительно-моторной координации руки, ловкости и воспитание усидчивости.
Ход игры: игрок нанизывает бусинки на медную проволоку, собирая бусы.
"Конструктор букв и цифр"
Задача: упражнение в моделировании букв и цифр из медной проволоки, облегчающее формирование зрительного образа буквы или цифры.
Ход игры: ребенок по просьбе педагога или самостоятельно моделирует нужную букву или цифру. Например, "Собери букву, с которой начинается слово "Электрик"" или "Собери цифру, обозначающую количество розеток в твоей комнате".
Наглядное пособие "Виды электропроводов"
Задача: развитие тактильного и зрительного восприятия, памяти, любознательности.
Ход игры: игрок рассматривает, манипулирует разнообразными видами электропроводов.
Игра "Четвертый лишний"
Задача: упражнять в выделении основного признака, развивать умение находить лишний предмет и объяснить, почему он "лишний".
Ход игры: три из предложенных картинок относятся к одной группе объектов, четвертая - к другой группе. Дети "показывают" лишнюю картинку с помощью лампочки, объясняя свой выбор. Если лампочка не зажглась, значит выбор неправильный.
Игра "Найди пару"
Задача: развитие памяти, внимания, логического мышления, связной речи.
Ход игры: игрок находит пару картинок, подходящие друг к другу по смыслу и объясняет свой выбор.
Правила безопасности "Осторожно - ток!"
Задача: знакомство и запоминание правил безопасности при работе с электричеством, при пользовании электрическими приборами.
Ход игры: игрок рассматривает, читает правила безопасности, изображенные на карточках.
Сборка электромотора
Задача: развитие творческих способностей и экспериментирования.
Ход игры:игрок с помощью инструкции и схемы собирает электромотор.
Сборка светильника
Задача: развитие творческих способностей и экспериментирования.
Ход игры: игрок с помощью инструкции и схемы собирает светильник.
Сборка светомузыки
Задача: развитие творческих способностей и экспериментирования.
Ход игры: игрок с помощью инструкции и схемы собирает светомузыку.
Словарик Светика
Задача: развитие активного словаря детей и взрослых, обогащая его профессиональной лексикой профессии электрика.
Ход игры: игрок читает слова и объяснения их значений.