В современном мире проблема финансового воспитания становится актуальной применительно уже к дошкольному возрасту.
Именно дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые необходимы для формирования в дальнейшем финансово грамотного человека.
Финансовая грамотность в наше время активно включается в систему дошкольного образования. Изготовленная нами сюжетно-дидактическая игра "Магнит – эконом" направлена на первичное формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Данная игра способствует формированию элементарных финансовых представлений у детей. С ее помощью они узнают о том, какие продукты продают в магазине, какова стоимость продуктов, что можно купить на имеющиеся деньги, как правильно вести себя в магазине. Игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
С помощью игры "Магнит - эконом" решаются задачи по разным образовательным областям:
Образовательная область "Познавательное развитие"
Дети знакомятся с новыми понятиями, связанными с магазинным товаром; формируется умение группировать предметы по признакам, используя дидактический материал; знакомятся с основами финансовой грамотности (стоимость товаров в магазине и их покупка за деньги); учатся различать, набирать и разменивать монеты достоинством 1, 2, 5, 10 рублей.
Образовательная область "Речевое развитие"
У детей развивается умение поддерживать беседу, употреблять слова в речи в точном соотношении со смыслом, согласовывать слова в предложениях.
Образовательная область "Социально - коммуникативное развитие"
Дети учится согласовывать тему игры. У них формируется доброжелательное отношение друг к другу в ходе совместной игровой деятельности.
Игру можно организовать с небольшой подгруппой детей не только в самостоятельной детской деятельности и совместной деятельности воспитателя с детьми, но и на специально организованных занятиях по ознакомлению с окружающим миром, по развитию речи, по формированию элементарных математических представлений. Играть и данную игру можно как в настольный вариант, так и в сюжетно-ролевой.
Пособие представляет с собой витрину с изображением продуктов, карточки с изображением продуктов и их стоимости, несколько кошельков для денег, кассу, коробку с деньгами.
В игре может принимать участие подгруппа детей. Роли между игроками распределяют следующим образом: 1 игрок - продавец-кассир; остальные игроки – покупатели.
Игровые действия заключаются в том, что между детьми распределяются игровые роли. На первом этапе воспитатель принимает на себя роль ведущего, предлагает участникам занять свои места: кассир - за кассу, игроки – покупатели получают кошельки с разменными монетами по 10 рублей для дальнейших покупок в магазине и карточки-задания:
Дети по очереди выбирают карточки с вариантами заданий. Педагог помогает детям при необходимости продумать варианты покупки продуктов и товаров в магазине. Дети выбирают нужные продукты и товары, оплачивают их в кассе. Сюжет игры продолжает развитие.
Организация такого рода игр способствует привлечению каждого ребенка к выполнению ролей, включающих финансовые действия и понятия. Осуществление такого подхода создает условия для практического применения и развития экономических представлений у дошкольников, для формирования эмоционально – положительного отношения к деятельности.
Игра "Магнит - эконом" помогает детям усвоить основы финансовой грамотности, постепенно ребята сами могут принимать на себя не только роли покупателей, но и ведущего. Играя, у детей раскрываются творческие способности, закрепляются основы элементарных математических представлений, развивается логическое мышление, память, внимание.